 |
Боевая деятельность морской авиации
|
|
К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота имелись три авиационные бригады (8-я бомбардировочная, 10-я смешанная и 61-я истребительная), два отдельных авиационных полка и семь отдельных эскадрилий. Всего насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 368 истребителей и 151 гидросамолет-разведчик. |
|
В ходе первых двух периодов войны основным противником Балтийского флота оказались немецкие войска и авиация, рвавшиеся к нашим военно-морским базам с сухопутных направлений. Естественно, это отразилось на задачах, которые пришлось решать авиации Балтийского флота на протяжении почти всей Великой Отечественной войны.
В начале войны морская авиация применялась в основном против наземных объектов. Разведчики, бомбардировщики, торпедоносцы оказывали помощь войскам наравне с фронтовой авиацией. На морских направлениях наносились удары по коммуникациям и базам противника, обеспечивалось прикрытие своих баз и судоходства, систематически велась воздушная разведка.
|
С выходом наших войск на побережье Балтийского моря в районе Паланги основные силы авиации флота перебазировались на аэродромы Литвы - в Вильнюс, Паневежис и Палангу, туда же переместился и КП ВВС. Теперь под воздействием авиации КБФ оказались вражеские коммуникации на всем пространстве Балтийского моря. Отпала необходимость крейсерских полетов, создались благоприятные условия для проведения авиационных наступательных операций по уничтожению конвоев противника на коммуникациях и кораблей в портах Либава , Виндава , Данциг , Хель , Пиллау и в Померанской бухте |
|
|
Успех борьбы с морским противником во многом зависел от воздушной разведки флота. Ее осуществлял 15-й отдельный разведывательный полк и разведывательные подразделения 8-й, 9-й, 11-й и 1-й авиационных дивизий. Разведчики, особенно летчики 15-го разведывательного авиационного полка (командир - Герой Советского Союза Ф. А. Усачев), успешно справлялись с трудной задачей. Они тщательно следили за режимом работы портов, движением транспортов и боевых кораблей врага на всем театре Балтийского моря. |
Истребительная авиация |
К началу войны истребительная авиация насчитывала более половины общего состава авиации флота - 368 самолетов. В основном это были самолеты устаревших типов - И-15, И-153, И-16. Они уступали в скорости и вооружении немецким истребителям. Новые самолеты - Як-1, МиГ-1 и МиГ-3 - имелись в небольшом количестве в 61-й истребительной авиационной бригаде, и летный состав только начинал их теоретическое и практическое освоение. |
|
|
61-я истребительная авиационная бригада (командир - полковник А. М. Морозов), имевшая в своем составе около 200 самолетов, базировалась на аэродромах восточного побережья Финского залива и прикрывала объекты в районе Нарва - Ленинград. В состав 10-й смешанной авиационной бригады, базировавшейся в районе Таллина (командир - генерал-майор авиации Н. Т. Петрухин), входили 13-й и 71-й истребительные авиационные полки (командиры - подполковники И. Г. Романенко и А. В. Коронец), которые имели самолеты И-16, И-153, И-15 и прикрывал и объекты Таллина , островов Эзель , Даго и полуострова Ханко. |
За четыре года Отечественной войны истребительная авиация флота произвела 106 081 боевой вылет, из них 26 080 вылетов в помощь наземным войскам. Если авиация флота в общем у ничтожила 2 418 самолетов противника, то две т ысячи из них в воздушных боях сбила истребительная авиация. |
Минно-торпедная и бобардировочная авиация |
К началу Великой Отечественной войны в составе авиации флота был один полк — 1-й минно-торпедный авиационный полк пятиэскадрильного состава. Из них две авиаэскадриьи были подготовлены к нанесению торпедных ударов по кораблям низкими торпедами днем в сложных метеорологических условиях, две проходили подготовку к применению высотных торпед и одна переучивалась на новую материальную часть.
Бомбардировочная авиация флота по состоянию на 22 июня 1941 года имела два полностью у комплектованных самолетами СБ, Ар-2 и ДБ-3 авиаполка - 57-й и 73-й. Кроме того, 15-й морской разведывательный авиаполк и семь отдельных авиаэскадрилий гидросамолетов МБР-2 также были подготовлены к действиям в роли ночных бомбардировщиков.
Непрерывное напряженное участие минно-торпедной авиации в оборонительных боях 1941 года привело к значительному уменьшению ее боевого состава. Почти полностью были потеряны боевые самолеты и кадры летного состава, подготовленные в довоенное время. |
|
Во второй половине 1942 года торпедоносцы стали несколько шире привлекаться к нанесению торпедных ударов по боевым кораблям и транспортным судам противника в Финском заливе. С начала 1943 года и до конца Великой Отечественной войны основные усилия минно-торпедной авиации были направлены на решение задач на море, особенно на коммуникациях противника в Балтийском море.
Сложившаяся на Балтийском море обстановка выдвинула минно-торпедную авиацию в число главных ударных сил для решения задачи срыва морских перевозок немцев в Балтийском море.
Основным способом действий торпедоносцев на коммуникациях противника в 1943 году являлись крейсерские полеты.
|
|
Летом 1944 года на Курляндском полуострове в Прибалтике была окружена крупная группировка фашистских войск. Авиация успешно действовала на вражеских коммуникациях, ставила минные заграждения на подходах к портам и базам, a в конце 1944 года нанесла несколько эффективных комбинированных ударов по ВМБ Либава. Только за четвертый квартал 1944 года наши летчики потопили и повредили 151 корабль, в том числе 68 транспортов противника. |
Вклад летчиков Балтики в Победу весом и значителен. Более 158 тысяч самолето-вылетов было совершено авиацией КБФ в ходе войны, из них 46 372 - на сухопутный фронт. За период войны потоплено 1 389 кораблей и судов противника водоизмещением 2 586 855 тонн. В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 2 418 вражеских самолетов, сотни танков, орудий, минометов, тысячи автомашин, сотни складов, железнодорожных эшелонов и десятки тысяч человек живой силы врага. |
Более двадцати балтийских летчиков произвели таранные удары по вражеским самолетам, кораблям и наземным целям.Ратный труд балтийских авиаторов высоко оценен Родиной: одно авиационное соединение и восемь авиационных частей за доблесть и боевые успехи были удостоены звания гвардейских, семнадцать соединений и частей награждены орденами, тринадцать получили почетные наименования - Ропшинских, Гатчинских, Выборгских, Таллинских, Клайпедских, Кёнигсбергских.
18 тысяч авиаторов Балтики были награждены орденами и медалями, 114 - удостоены звания Героя Советского Союза, четверо из них - Н. В. Челноков, В. И. Раков, А. Е. Мазуренко , Н. Г. Степанян - стали дважды Героями Советского Союза. Четырнадцать раз Верховное Главнокомандование объявляло авиаторам Балтики благодарность. Эти высокие награды Родины - лучшее свидетельство важности того боевого вклада в разгром врага, который внесла авиация КБФ. |
|
|
|
|