На титульную страницу

Боевая деятельность морской авиации

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       К началу Великой Отечественной войны в со­ставе Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота имелись три авиационные бригады (8-я бомбардировочная, 10-я смешанная и 61-я истребительная), два отдельных авиацион­ных полка и семь отдельных эскадрилий. Всего насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 368 истре­бителей и 151 гидросамолет-разведчик.

       В ходе первых двух периодов войны основ­ным противником Балтийского флота оказались немецкие войска и ави­ация, рвавшиеся к нашим военно-морским базам с сухопутных направлений. Естественно, это отразилось на задачах, которые пришлось решать авиации Балтийского флота на протяжении почти всей Великой Отечественной войны.
       В начале войны морская авиация применялась в основном против наземных объектов. Разведчи­ки, бомбардировщики, торпедоносцы оказывали помощь войскам наравне с фронтовой авиацией. На морских направлениях наносились удары по коммуникациям и базам противника, обеспечи­валось прикрытие своих баз и судоходства, систематически велась воздушная разведка.

       С выходом наших войск на побережье Бал­тийского моря в районе Паланги основные силы авиации флота перебазировались на аэродромы Литвы - в Вильнюс, Паневежис и Палангу, туда же переместился и КП ВВС. Теперь под воздей­ствием авиации КБФ оказались вражеские ком­муникации на всем пространстве Балтийского моря. Отпала необходимость крейсерских по­летов, создались благоприятные условия для проведения авиационных наступательных опе­раций по уничтожению конвоев противника на коммуникациях и кораблей в портах Либава , Виндава , Данциг , Хель , Пиллау и в Померан­ской бухте
       Успех борьбы с морским противником во мно­гом зависел от воздушной разведки флота. Ее осуществлял 15-й отдельный разведывательный полк и разведывательные подразделения 8-й, 9-й, 11-й и 1-й авиационных дивизий. Разведчи­ки, особенно летчики 15-го разведывательного авиационного полка (командир - Герой Совет­ского Союза Ф. А. Усачев), успешно справлялись с трудной задачей. Они тщательно следили за ре­жимом работы портов, движением транспортов и боевых кораблей врага на всем театре Балтий­ского моря.
Истребительная авиация
       К началу войны истребительная авиация на­считывала более половины общего состава ави­ации флота - 368 самолетов. В основном это были самолеты устаревших типов - И-15, И-153, И-16. Они уступали в скорости и вооружении не­мецким истребителям. Новые самолеты - Як-1, МиГ-1 и МиГ-3 - имелись в небольшом количе­стве в 61-й истребительной авиационной бригаде, и летный состав только начинал их теоретическое и практическое освоение.
       61-я истребительная авиационная бригада (командир - полковник А. М. Морозов), имевшая в своем составе около 200 самолетов, базировалась на аэродромах восточного побережья Финского залива и прикрывала объекты в районе Нарва - Ленинград. В состав 10-й смешанной авиаци­онной бригады, базировавшейся в районе Тал­лина (командир - генерал-майор авиации Н. Т. Петрухин), входили 13-й и 71-й истребительные авиационные полки (командиры - подполков­ники И. Г. Романенко и А. В. Коронец), которые имели самолеты И-16, И-153, И-15 и прикрывал и объекты Таллина , островов Эзель , Даго и полуострова Ханко.
       За четыре года Отечественной войны истре­бительная авиация флота произвела 106 081 бо­евой вылет, из них 26 080 вылетов в помощь на­земным войскам. Если авиация флота в общем у ничтожила 2 418 самолетов противника, то две т ысячи из них в воздушных боях сбила истребительная авиация.
Минно-торпедная и бобардировочная авиация

       К началу Великой Отечественной войны в составе авиации флота был один полк — 1-й минно-торпедный авиационный полк пятиэскадрильного состава. Из них две авиаэскадриьи были подготовлены к нанесению торпедных ударов по кораблям низкими торпедами днем в сложных метеорологических условиях, две про­ходили подготовку к применению высотных тор­пед и одна переучивалась на новую материаль­ную часть.
       Бомбардировочная авиация флота по состоя­нию на 22 июня 1941 года имела два полностью у комплектованных самолетами СБ, Ар-2 и ДБ-3 авиаполка - 57-й и 73-й. Кроме того, 15-й мор­ской разведывательный авиаполк и семь отдельных авиаэскадрилий гидросамолетов МБР-2 также были подготовлены к действиям в роли ночных бомбардировщиков.
       Непрерывное напряженное участие минно-торпедной авиации в оборонительных боях 1941 года привело к значительному уменьшению ее боевого состава. Почти полностью были потеряны боевые самолеты и кадры летного состава, подготовленные в довоенное время.

       Во второй половине 1942 года торпедоносцы стали несколько шире привлекаться к нанесению торпедных ударов по боевым кораблям и транс­портным судам противника в Финском заливе. С начала 1943 года и до конца Великой Отечественной войны основные усилия минно-торпедной авиации были направлены на решение задач на море, особенно на коммуникациях противника в Балтийском море.
       Сложившаяся на Балтийском море обстановка выдвинула минно-торпедную авиацию в число главных ударных сил для решения задачи срыва морских перевозок немцев в Балтийском море. Основным способом действий торпедоносцев на коммуникациях противника в 1943 году являлись крейсерские полеты.

       Летом 1944 года на Курляндском полуострове в Прибалтике была окружена крупная группировка фашистских войск. Авиация успешно действовала на вражеских коммуникациях, ставила минные заграждения на подходах к портам и базам, a в конце 1944 года нанесла несколько эффективных комбинированных ударов по ВМБ Либава. Только за четвертый квартал 1944 года наши летчики потопили и повредили 151 корабль, в том числе 68 транспортов противника.
       Вклад летчиков Балтики в Победу весом и значителен. Более 158 тысяч самолето-вылетов было совер­шено авиацией КБФ в ходе войны, из них 46 372 - на сухопутный фронт. За период войны потоплено 1 389 кораблей и судов противника водоизмещением 2 586 855 тонн. В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 2 418 вражеских самолетов, сотни танков, орудий, минометов, тысячи автомашин, сотни складов, железнодорожных эшелонов и десятки тысяч человек живой силы врага.
       Более двадцати балтийских летчиков произвели таранные удары по вражеским само­летам, кораблям и наземным целям.Ратный труд балтийских авиаторов высоко оценен Родиной: одно авиационное соединение и восемь авиационных частей за доблесть и боевые успехи были удостоены звания гвардейских, сем­надцать соединений и частей награждены орде­нами, тринадцать получили почетные наимено­вания - Ропшинских, Гатчинских, Выборгских, Таллинских, Клайпедских, Кёнигсбергских.
       18 тысяч авиаторов Балтики были награжде­ны орденами и медалями, 114 - удостоены зва­ния Героя Советского Союза, четверо из них - Н. В. Челноков, В. И. Раков, А. Е. Мазуренко , Н. Г. Степанян - стали дважды Героями Совет­ского Союза. Четырнадцать раз Верховное Глав­нокомандование объявляло авиаторам Балтики благодарность. Эти высокие награды Родины - лучшее свидетельство важности того боевого вклада в разгром врага, который внесла авиация КБФ.