Хроника событий за 22.11.1941

 

Проведенная накануне разведка ледовой дороги закончилась успешно и 22 ноября, уже в сумерках, на лед сошло 60 автомашин с санями на прицепах. Колонна ленинградских автомобилистов шла в Кобону за хлебом. Вел ее командир 389-го автотранспортного батальона майор В. А. Порчунов.

На восточный берег Ладоги машины прибыли глубокой ночью. До рассвета надо было не только загрузиться, но и дать хоть немного отдохнуть порядком уставшим водителям. Дорога-то была не из легких.

Сегодня в Ленинграде разорвалось более 250 вражеских артиллерийских снарядов. Свыше 100 человек ранено, 36 убито.

Особенно жестокому обстрелу подвергся завод "Красный выборжец". Здесь пострадали 22 человека. В довершение всего завод остался без электроэнергии. Сохранилась запись, сделанная бригадиром литейщиков "Красного выборжца" П. Львовским, которая рисует обстановку, сложившуюся на заводе в этот день: "В два часа пришла новая беда. Умолкли машины, казалось, прекратилась жизнь. Но ведь люди остались Я видел, как в этот день работал в ремонтно-механическом цехе токарный станок, на нем обрабатывались оболочки для ручных гранат. Токарь крутил шкив станка вручную, ухватившись за ремень".

Тот, кому привелось 22 ноября увидеть на льду Финского залива буера, несомненно удивился. Что могли здесь делать "ледовые яхты"? Неужели, как это бывало до войны, они вышли соревноваться в скорости? Нет, буеристы получили задание охранять район Морского канала. Решить эту задачу с помощью лыжных дозоров было невозможно. Тогда был сформирован отряд, в который вошли мастера парусного спорта.

Сегодня один из буеров, патрулируя район канала, обнаружил вражеских солдат, копавшихся возле вмерзшей в лед рубки затонувшего судна. Видимо, они оборудовали здесь наблюдательный пункт. Обстреляв опешивших от неожиданности гитлеровцев, буеристы сообщили о вражеской затее в штаб морской обороны Ленинграда. Спустя несколько минут наша артиллерия полностью уничтожила наблюдательный пункт противника.

Сегодня же капитаны "ледовых яхт" провели и вовсе несвойственную для них операцию. Отряд, организованный из ленинградских спортсменов-буеристов, доставил с восточного берега Ладоги бензин, в котором осажденный город нуждался не менее, чем в хлебе. Бензина, правда, было не так уж много буеристы перевозили его в двадцатилитровых бидонах.

Сегодня на заседании правления Ленинградской писательской организации обсуждалось предложение о подготовке к печати книги "День осажденного города". Среди литераторов распределены темы очерков. В частности, рассказать о природе блокадного Ленинграда решили поручить писателю Леснику. Природа очень близка его творчеству. Евгений Васильевич Дубровский подписывал свои книги (а их вышло около пятидесяти, главным образом для детей) псевдонимом Лесник, потому что по окончании Петербургского университета уехал на Урал и десять лет работал лесничим.

Но старый писатель не смог выполнить поручения. На следующий день после заседания правления 23 ноября 1941 года он скончался от истощения.