Самые большие пожары в годы блокады

 
Тушение пожара Пулковской обсерватории, 1941 год
В одну из первых бомбежек Ленинграда загорелись Американские горки и рухнули на зоосад

В годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде существовал свой, особый, фронт - борьбы с огнем. И его бойцы, пожарные, не знали отступления.
 Городские пожарные части работали в тесной связи с объектовыми и участковыми командами МПВО. В августе 1941 года были организованы районные управления пожарной охраны (РУПО), которые объединили все пожарные подразделения внутри районов.
Пожарную охрану возглавил штаб пожарной службы МПВО Ленинграда. 
В составе штаба: начальник службы полковник Михаил Сериков, начальник штаба - интендант 2-го ранга  Борис Кончаев, комиссар - Г.П. Петров, заместители начальника штаба - лейтенанты госбезопасности В.И. Румянцев и Г.Г. Тарвид, начальник тыла - лейтенант госбезопасности М.Н. Демьяненко и начальник связи - лейтенант госбезопасности В.Я. Новиков.

 «Как резко изменилась моя жизнь: от тихой, размеренной, строго регламентированной - к беспорядочной жизни на переднем крае обороны, в гуще событий».

Это – строчки из дневника Сергея Гордеевича Голубева, заместителя начальника УПО (управление пожарной охраны) Ленинграда. Дата – 23 сентября 1941 года. 
Примерно то же в это время мог сказать о себе каждый сотрудник пожарной охраны Ленинграда. С первых дней войны пожарные города – на передовой, в борьбе с огнем, бомбами, обстрелами, завалами. В сентябре в Ленинграде зарегистрировано 11 528 пожаров. Некоторые стали особыми вехами в блокадной истории Ленинграда.   
«На сравнительно чистом небе, над южной частью города, поднялась огромная черная стена, соединявшаяся с небесами на большой высоте. Некоторые высказывали предположение, что это внезапно появилась невероятная грозовая туча, но никаких грозовых или других раскатов слышно не было. Вскоре тревожные звонки внесли ясность. Поступило телеграфное распоряжение о выезде на пожар по адресу: Московский проспект, 158». 
 

Горят Бадаевские склады
Начальник штаба противопожарной службы Ленинграда Борис Кончаев

Это воспоминания начальника оперативной группы пожаротушения Владимира Яковлевича Мялло. 8 сентября 1941 года, горят Бадаевские склады. 
Очевидцы говорили, что зрелище этого пожара производило ужасное впечатление. 
«По мостовой текли реки расплавленного сахара. Смрадный запах пропитал воздух, трудно было дышать. Небо было застлано густыми облаками дыма. Над головой трещали пулеметные залпы, свистели пули, воздух сотрясали громкие разрывы фугасных бомб, - вспоминает Сергей Голубев. 
В том сентябре случилась страшная трагедия - пожар филиала госпиталя на Суворовском проспекте.

«19 сентября в 16.30 прозвучал сигнал Воздушной тревоги, четвертый в этот день, - вспоминала ветеран МПВО Смольнинского района Людмила Ковалева. - Многие жители укрылись в бомбоубежищах. Многие, но не персонал эвакогоспиталя по адресу: Суворовский проспект, 50-52. Накануне ночью сюда поступила большая партия раненых, около тысячи человек. Врачи,  медсестры, обслуживающий персонал сбились с ног. А тут еще и тревога…  Над госпиталем пролетел всего один вражеский бомбардировщик. Но он бил точно в цель. Несколько десятков фугасных и зажигательных бомб попали в госпиталь.   
Здание вспыхнуло, как спичка, обвалились сразу три капитальные стены и три из пяти лестничных клеток, поэтому выйти из здания было очень трудно». 
К прибытию основных пожарных сил половина госпиталя была  уже охвачена пламенем, все помещения сильно задымлены. Пожарные ловили людей на одеяла, лежачих выносили на руках, пока все входы и выходы не закрыл огонь.
 

Последствия пожара были ужасны: около 600 человек погибли. Пять с половиной часов пожарные боролись с огнем, и им это удалось. 
Об этом пожаре будут вспоминать много лет, и 9 мая 1995 года на стене госпиталя появится мемориальная доска. 

Все это было лишь началом. Впереди ждали долгие месяцы борьбы за город и свою жизнь. Противник не унимался. Едва успев вернуться с одного пожара, пожарные устремлялись на другой. 
Им активно помогали ленинградцы. К началу сентября 1941 года было создано около 6 тысяч пожарных звеньев на промышленных предприятиях и более 2 тысяч - в домохозяйствах. Создали и Комсомольский полк противопожарной обороны Ленинграда, в 15 ротах служило 1600 человек:  рабочая молодежь, студенты, служащие и школьники. Кроме тушения пожаров бойцы строили оборонительные сооружения, разбирали на дрова деревянные дома, работали на лесозаготовках. 
Жители Ленинграда учились обезвреживать зажигательные бомбы и тушить пожары. На предприятиях, в учреждениях, школах, больницах проводились практические занятия. 

Ленинградцы учились обезвреживать зажигательные бомбы и тушить пожары
Обучение населения тушению пожаров

Пожарные команды при поддержке населения приспособили для тушения множество водоемов. Бороться с огнем помогала не только вода, но и песок, который привозили с пляжа Петропавловской крепости. Для того, чтобы уменьшить возгораемость деревянных чердаков Государственный институт прикладной химии предложил раствор суперфосфата в воде (авторы -А.С.Заславский и П.М. Браун). Такой суперфосфатной обмазкой дважды были покрыты 90% всех чердачные конструкции в городе. 
Эта работа принесла результаты. По данным Управления пожарной охраны  86% всех пожаров и загораний, которые возникли в первые четыре месяца блокады, ликвидировали сами жители.
Но впереди была самая страшная блокадная зима 1941-1942 года…
 

В 3 часа 30 минут, в ночь с 13 на 14 января 1942 года, на центральный пункт пожарной связи поступило сообщение: горит Гостиный двор - магазины на первом и втором этажах Невской линии со стороны Думской улицы. 
К месту пожара было направлено одно отделение 17-й команды, которое только что вернулось с другого пожара. Больше в городе свободных сил не было. Прибывшему к месту пожара начальнику штаба противопожарной службы города Борису Кончаеву доложили о том, что воды в канале Грибоедова нет - канал промерз до дна. 
Тушить пожар было нечем, поэтому было решено разбирать конструкции, чтобы огонь не распространился дальше. Но сил явно не хватало. На помощь прибыли курсанты школы младшего комсостава, автоцистерна завода «Большевик», 25-й  и 26-й пожарных команд, бойцы комсомольского противопожарного полка. Голодные, усталые, они перепиливали вручную толстые бревна перекрытий, разбирали крепко сколоченные полы, подшивку потолков и «черные полы». 
 

Пожар в Гостином дворе. Художник Ю. Дарий. 1957 год
Возвращение с пожара, 1942 год

К утру 14 -го января от огня спасли не только Гостиный двор, но и Публичную библиотеку, которая находится совсем рядом. Это удалось сделать без единой капли воды силами людей, которые уже давно голодали и страдали от холода в заснеженном обессиленном Ленинграде. 
Каждый пожар зимой 1942 года становился тяжелейшим испытанием для людей. В водопроводе нет воды, пожарные рукава из-за сильных морозов замерзают и остаются лежать после того, как пожар ликвидирован, потому что собрать, высушить и привести оборудование в порядок, нет сил. К утру 14 января из 430 отделений боевых расчетов в строю оставалось 108 отделений - ослабленных и недоукомплектованных личным составом. Автонасосы в оставшихся 108 отделениях стояли практически без горючего.
«Когда-нибудь историк вспомнит о нас, современниках, отважно боровшихся с огромными пожарами под обстрелом, под рвущимися авиационными бомбами, - пишет Сергей Голубев. -  Ведь даже некоторые наши работники не знают, как в морском порту тушили вагоны со снарядами. Их привезли для погрузки на крейсер. В один из вагонов попал вражеский снаряд. Вагон загорелся, и началась серия взрывов. Героические железнодорожники отцепили горящий вагон, а остальные увезли. Взрывы продолжались сорок минут. 
А в это время наши пожарные из порта ползком пробирались через пакгауз со снарядами к горящему вагону, стали тушить и потушили. При этом разбило снарядом автомашину опергруппы пожарной охраны, ранило шофера, еще тридцать восемь человек из команд морских судов и рабочих, убило десять человек. Осколками повредило суда, находящиеся у причала, изрешетило бетонную стену пакгауза. 
 

Я был на этом пожаре. Я видел спокойные мужественные лица бойцов и командиров — на них не было признаков растерянности. Это, безусловно, герои! Их надо награждать». 
И их действительно наградили. В июле 1942 года пожарная охрана Ленинграда получила орден Ленина. «За образцовую подготовку противопожарной обороны города Ленинграда, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров...» - это строки Указа Президиума Верховного Совета СССР. Более тысячи пожарных награждены орденами и медалями.
 

Тушение пожара на "Красном нефтянике"

Начало 1943 года принесло осажденному городу огромную радость: 18 января войсками Ленинградского и Волховского фронтов было разорвано кольцо блокады, но до победы было еще далеко...
В начале мая 1943 года крупные и сложные пожары вновь потребовали мобилизации всех сил гарнизона. В этот период в город стало поступать большое количество жидкого топлива. Враг начал интенсивный обстрел нефтебаз и  хранилищ горючего на предприятиях. Эти пожары были трудными и их тушение требовало исключительной отваги и бесстрашия пожарных.
Проверкой мужества, мастерства и стойкости сотрудников гарнизона пожарной охраны города стал один из самых сложных пожаров на нефтебазе “Красный нефтяник”.
 

3 мая 1943 год  артиллерийский обстрел Кировского и Московского районов начался в 14 часов 06 минут. Через несколько минут противник внезапно перенес огонь на территорию нефтебазы, где  был сосредоточен один из основных запасов нефтепродуктов осажденного города. В 46 резервуарах хранилось около 5000 кубических метров бензина, керосина и масла. В условиях военного времени это была огромная ценность, сравнимая только с продовольствием. Резервуары бензиновой, керосиновой и масляной групп, установленные друг за другом с юга на север, густо покрывали территорию базы. По характеру размещения резервуаров, по насыщенности горючими веществами база представляла одно из самых пожароопасных мест в городе. Можно себе представить, что значило прямое попадание снаряда туда, где даже горящий окурок мог принести немало бед.

Схема тушения "Красного нефтяника"

Обстрел  начался в 14 часов 22 минуты. Первый снаряд, упавший на территорию базы, попал в цистерну, стоявшую на подъездном пути. В пробоины хлынула горящая солярка. К месту пожара прибыли два автонасоса местной команды и два насоса 26-й пожарной команды. 
Одновременно был дан сигнал о вызове дополнительных сил и средств. Обстрел продолжался... Два крупнокалиберных снаряда попали в резервуары масляной группы, где хранилось около 500 тонн машинного масла, следующий - попал в резервуар с соляркой. 
Огненные потоки устремились в сторону резервуаров керосиновой группы. Высоко над базой поднялся столб маслянисто-черного дыма. По этому ориентиру продолжала бить вражеская артиллерия. В районе базы все время кружил самолет-корректировщик.        
Руководство тушением этого сложнейшего пожара возглавил начальник УПО Михаил Сериков. Силы и средства всего гарнизона стягивались к нефтебазе, территория которой была разделена на три сектора. Обстановка была исключительно напряженной и требовала четкой, умелой и самоотверженной работы. Подразделения несли потери в людях и технике, но борьба с огнем не прекращалась. В 16 часов 32 минуты артиллерийский обстрел усилился, что могло привести к возникновению новых очагов пожара.
 

Начальник пожарной охраны Ленинграда Михаил Сериков и боец

В адрес начальника Управления НКВД была отправлена следующая телеграмма: «Прошу дать команду подавления огня противника. Несу потери в личном составе. Сериков».  
Командование Ленинградским фронтом пришло на помощь пожарным... Через 25 минут вражеская артиллерия  вынуждена была прекратить обстрел. И огонь отступил... В этом сражении с огнем пожарные потеряли двух человек убитыми, семнадцать человек были ранены, шестеро контужены, трое получили сильные ожоги. Серьезно была повреждена пожарная техника.
Невозможно рассказать обо всех эпизодах борьбы с пожарами, в которых мастерство и мужество побеждали огненную стихию. Под непрерывными бомбежками, под разрывами снарядов, голодные, замерзшие люди вели упорную борьбу с огнем, не зная ни сна, ни отдыха. Когда звучали сигналы воздушной тревоги и население укрывалось в убежищах, пожарные все равно оставались на линии огня, ликвидируя загорания, спасая людей из завалов. 
 

27 января 1944 года Ленинград и вся страна ликуют: торжественный артиллерийский салют возвестил о полном  разгроме 900-дневной блокады. 
Но для пожарных война с огнем продолжается. Уже 1 февраля 1944 года Военный Совет фронта просит пожарную охрану помочь спасти Екатерининский дворец в Пушкине. Туда отправляется сводный отряд из десяти команд, сформированных из самых квалифицированных экипажей. Руководит операцией начальник штаба противопожарной службы Ленинграда Борис Кончаев.   
Начальник 31-й пушкинской пожарной команды Алексей Лисенков доложил, что горит второй этаж главного корпуса дворца, огонь перешел на Зубовский флигель. 
Дворец после отступления гитлеровцев был в ужасном состоянии, разграблен и разбит, но решено было спасти все, что не уничтожено. На озере установили насосы, протянули магистральные рукавные линии, наступление на огонь началось. Но пожарным не каждый день приходится тушить пожары дворцов, подобных Екатерининскому. Тут оказались свои сложности.   
 

Екатерининский дворец
Огнезащитные покраски помогали спасать здания от пожаров

- Не зная конструкции здания, мы чуть не поплатились жизнями, - вспоминал Алексей Лисенков. – Металлические балки оказались не на наружных стенах, как обычно, а на внутренних, и схвачены Т-образными скобами с другой стороны стен. Когда температура достигла предела, балки деформировались, и внутренняя стена развалилась. 
Рухнули два звена перекрытий вместе с боевым расчетом пушкинской 31-й команды. Двоих извлекли из-под обломков с тяжелыми ожогами шеи и рук. 
Только на третьи сутки операция по спасению дворца закончилась. Огонь был полностью остановлен, предотвращен подготовленный фашистами взрыв авиабомб, сохранена часть Зубовского флигеля. Первый этаж совершенно не пострадал.

Позже Екатерининский дворец был отреставрирован и вновь стал одним из прекрасных украшений Санкт-Петербурга и его окрестностей. 

За 900 дней блокады на Ленинград было сброшено около пяти тысяч фугасных бомб различного калибра, 103 тысячи зажигательных бомб, выпущено  более 148 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов. 
На каждый квадратный километр городской территории приходилось 16 фугасных, свыше 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. 
Город потерял более пяти млн. квадратных метров жилой площади, из строя полностью или частично было выведено 10317 зданий различного назначения, 840 промышленных предприятий. 
Блокада причинила большой ущерб пожарной охране города. Было уничтожено 53% боевых машин, тысячи метров рукавов, несколько зданий пожарных команд. 
Более двух тысяч пожарных отдали свои жизни, защищая Ленинград.
В истории пожарной охраны нашего города навсегда останутся многие имена. Это - М.К. Сериков, Б.И. Кончаев, Г.Г. Тарвид, С.Г. Голубев, Г.М. Кулаков, М.В. Данилов, В.Я. Мялло, В.В. Дехтерев, Н.Г. Лукашевич и многие другие. 
 

Группа сотрудников Управления пожарной охраны В. Удалов, В. Нефедов, М. Сериков, И. Юдин, М. Панов, С. Голубев
Схема тушения пожара на железнодорожной станции Ржевка

Архивные материалы предоставлены фондами Пожарно-технической выставки им. Б.И. Кончаева Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу. 
Использованы материалы книг:
Михаил Скрябин и Борис Кончаев «В борьбе с огнем», Л.: Стройиздат, 1984
«Забвению не подлежит», «Нестор-история», Санкт-Петербург, 2015 
«Девушки МПВО»,  авторы-составители: Алексей Лещенко, Людмила Звонова. Санкт-Петербург. Муниципальное образование Смольнинское 2011 год

 

Марина Литвинова
17.12.2018 - 22:49