Петербургские исследователи развеяли мифы об истории Шлиссельбургского десанта

 
waralbum.ru

Шлиссельбургский десант – одна из малоосвещенных страниц блокадной истории, вокруг которой распространяется множество мифов и неверных суждений. Операция на Ладожском озере состоялась в ноябре 1941 года и, по сути, стала значимой попыткой прорыва кольца окружения Ленинграда. Однако ее участников незаслуженно обвинили в трусости, а их подвиг на долгие годы забыли. Потомок военного комиссара десанта Валерий Шагин совместно с историком Вячеславом Мосуновым изучили историю этого сражения. Результаты своего исследования вместе со всеми подтверждающими документами они собрали в книге «Шлиссельбургский десант».

«Наша работа продолжалась без малого три года. Каждое открытие для меня, как для дилетанта, было событием. Я не историк, я любитель, поэтому не боюсь осуждения за неверную терминологию. С моей точки зрения, Шлиссельбургский десант – это малоизвестная попытка прорыва блокады Ленинграда. Причем состоялась она в самое тяжелое для города время – в конце ноября 1941 года. Это те же 300 спартанцев, но в нашей версии. Читая эти документы, понимаешь, что в истории есть еще много всего страшного и важного, помимо, например, панфиловцев», – рассказывает Валерий Шагин в интервью Городу+.

Родной дедушка исследователя служил военным моряком, другой информации о нем у Валерия не сохранилось. В 2015 году, в канун 70-летия Великой Победы, он решил узнать о своем предке больше. В процессе поисков локальная семейная история переросла в значимое для всей страны историческое расследование. Сперва Валерий нашел похоронку от 1945 года, в которой говорилось, что политрук Шагин Павел Иванович погиб 28 ноября 1941 года на Ленинградском фронте в районе деревни Липки в борьбе с германским фашизмом. На сайте Министерства обороны исследователь также обнаружил упоминание о политруке Шагине и о нескольких его боевых товарищах. Потянув за эти ниточки, он познакомился с краеведом Юрием Овсянниковым, отец которого лично знал сослуживцев деда. Так стало понятно, что Павел Шагин погиб именно в Шлиссельбургском десанте.

Здесь к исследованию подключился историк, аспират Санкт-Петербургского института истории РАН Вячеслав Мосунов. Вместе они посетили Гатчинский военно-морской архив. Проявив настойчивость, Валерий, как прямой потомок Павла Шагина, получил его личное дело. В папке обнаружились прекрасно сохранившиеся фотографии и 55-страничное подробное досье.

«Мне повезло, что мне отдали фотографию деда. Я увидел глаза своего предка, которого не видел даже мой отец. Я узнал, что он помор, лесоруб из Архангельской губернии. Отслужив срочную службу на флоте, он двигался по партийной гражданской линии, но затем его призвали на флот в качестве политработника. В 1940 году его отправили в Таллин, где он в августе 1941 года чудом выжил в кровавом Таллинском прорыве. А затем он был назначен военным комиссаром второго батальона Первого особого лыжного полка моряков, созданного в Кронштадте 19 ноября 1941 года, – для того самого Шлиссельбургского десанта», – делится потомок героя.

В десанте участвовала 80 стрелковая дивизия Ленинградского фронта (бывшая 1 дивизия народного ополчения) и специально созданный Первый особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота. В начале войны многих моряков перебросили в сухопутные войска, так случилось и с Павлом Шагиным. Возглавил полк Василий Маргелов, уже имевший опыт Финской войны, – легендарный Дядя Вася, которого солдаты очень любили за доброту, человечность и простое обращение. Есть легенда, что на его кандидатуре настаивал лично Жданов, так как считал эту операцию крайне важной.

Сталин настаивал на активных действиях Ленфронта, известна его телефонограмма ,адресованная руководителям обороны города со словами «Повторяю, времени у вас осталось очень мало. Скоро без хлеба останетесь. Попробуйте из разных дивизий выделить группы охотников, наиболее смелых людей, составьте один или два сводных полка и объясните всем им значение того подвига, который требуется от них, чтобы пробить дорогу». Цель десанта заключалась в том, чтобы с севера, со льда Ладоги атаковать хорошо укрепленные немецкие позиции от Шлиссельбурга до деревни Липки и прорвав оборону противника, разорвать блокадное кольцо. Полк создали из моряков береговой обороны. Они не хотели переодеваться в пехотное обмундирование-ватные штаны и брюки снимать чёрные флотские шинели , но им пришлось переодеться в белые куртки и брюки , чтобы не быть мишенями на льду. Им выдали лыжи, автоматы ППД кронштадтского производства, по четыре гранаты и запас продовольствия на четыре дня. В сопровождении отряда гидрографов моряки выдвинулись с Финляндского вокзала в сторону западного берега Ладоги 21 ноября 1941 года.

Фото предоставлено Валерием Шагиным

По плану операции 80-я дивизия должна была захватить плацдарм на южном берегу Ладоги в нескольких километрах восточнее Шлиссельбурга ,а полк моряков-лыжников должен был, не ввязываясь в бой на подходе, пройти по немецким тылам навстречу наступающим с Невского пятачка подразделениям. Идея казалась хорошей, но исход не мог предвидеть никто. Личный состав полка моряков состоял из девятнадцатилетних вчерашних мальчишек первого года службы, которые никогда не держали в руках оружие. Маргелов должен был полностью подготовить их в течение двух дней», – объясняет Валерий Шагин.

Первые наступления запланировали на 24 ноября, но пехота не подошла вовремя. За это сняли и впоследствии расстреляли командира дивизии и комиссара. Выступление с 25 на 26 ноября также провалилось. 27 ноября план изменили. В этот раз моряки и пехота выдвинулись не напрямую, а с востока, через острова Зеленцы. Пришлось идти по льду Ладоги ,с небольшим привалом,свыше 30 км.

У автоматов кронштадтского производства заклинивало затвор, пулеметов было очень мало, а артиллерия и вовсе из-за недостаточно прочного льда не смогла поддержать наступление.

Сходу опрокинув первую линию немецкой обороны, моряки продвинулись за Новый Ладожский и Старый Ладожский каналы, так и не получив достаточной поддержки пехоты. Только после десятичасового боя и гибели двух третей состава раненый Маргелов, наконец, отдал запоздалый приказ об отходе. К сожалению,большую часть тяжелораненых пришлось оставить,так как их эвакуация была предусмотрена мед.сан. подразделениями пехотной дивизии..Не желая сдаваться в плен,большинство из них покончили с собой.

По чудесному совпадению, немцы не успели перекрыть путь к Ладоге, и оставшаяся горстка моряков отступила обратно на мыс Сосновец. Им пришлось пройти пешком 17 километров, требовать от них большего было попросту невозможно.

Однако командование Ленфронта, раздосадованное провалом операции, несправедливо обвинило полк в трусости и паникёрстве .В ходе расследования Валерий Шагин и Вячеслав Мосунов обнаружили сохранившееся политдонесение, в котором Василий Маргелов доблестно отстаивал перед руководством честь своих моряков. Только благодаря его заступничеству, спасшиеся моряки-балтийцы избежали репрессий. Он писал, что это были необычайные храбрецы, которые дрались без страха и упрека до последнего патрона. Несмотря на то, что им, как и участникам известных Синявинских операций, не удалось достичь цели и прорвать блокаду, они смогли ослабить и демотивировать немецкие силы в районе Ладоги.

«Сами немцы после этой операции писали о наших моряках такие отзывы, что они вдохновили меня как потомка одного из них. Исследователь, который переводил для нас эти документы, сказал, что никогда раньше не встречал таких комплиментов от немцев в адрес врага. Оставшихся в живых и нашедших потом друг друга участников сражения было всего 15 человек. Они прошли всю войну, но вспоминали до конца жизни именно этот бой. А Василий Филиппович Маргелов очень ценил сделанную ветеранами 1-го лыжного награду за него наряду с медалью «За оборону Ленинграда». В 1968 году он, несмотря на препоны со стороны руководства флота, добился, чтобы у моряков появилась тельняшка голубого цвета в память об этих героях. Оказывается, этот символ пошел именно оттуда», – подытожил исследователь Валерий Шагин.

Он лично возглавил Инициативную группу по увековечению памяти героев Шлиссельбургского десанта. В 2015 году группа впервые поставила на Ладоге памятник погибшим в десанте морякам и солдатам. Каждый год в знаковые даты к мемориалу приносят цветы, а рядом с ним проводят богослужения.

Вся найденная исследователями информация из советских и немецких документов и воспоминаний вошла в книгу «Шлиссельбургский десант». В ней же опубликован список солдат-участников сражения, чтобы их потомки могли проследить судьбу героических родственников. Также общественные деятели проводили тематическую выставку в Музее обороны и блокады Ленинграда. Впоследствии они планируют найти для экспозиции постоянное место, а также выпустить документальный фильм.

С помощью этих памятных жестов Валерий Шагин, Вячеслав Мосунов и их соратники надеются популяризовать истинную историю Шлиссельбургского десанта и развеять созданные вокруг него мифы.

Ленинград.Победа
23.01.2020 - 13:50