Колпино, город, овеянный воинской славой

 
Неразорвавшийся снаряд. Фото Музея истории Ижорских заводов
Женя Стасюк похоронена на воинском мемориальном кладбище поселка Тельмана Тосненского района Ленинградской области, там же, где лежат многие защитники Колпино и Ленинграда

«Здравствуй, мамочка!
Меня уже взяли на фронт, сейчас находимся на передовой позиции. Вообще-то ничего. Ты не расстраивайся, если же погибну, то погибну героем, ведь война без жертв не бывает. Постараюсь вернуться живой. 
Мама, ты, наверное, знаешь, что бои идут недалеко от Колпино. Колпино немного побомбили. Ну ничего, скоро им, подлым, конец. Во всем батальоне всего лишь две девушки. 
Меня все в штабе называли бесстрашная Стасюк. Я раненых под пулями перевязывала». 
Это последнее письмо колпинской сандружинницы Жени Стасюк, погибшей в самом начале войны в сентябре 1941 года. Она рвалась на фронт, как и многие колпинцы. Большинство из них, как работники Ижорского завода, имели право на «бронь», но уже за первые недели войны было подано 6 000 заявлений от заводчан. 

Женю долго не хотели брать на фронт, она хромала и ей было трудно бегать с носилками в звене. 
«Она просиживала у дверей Красного Креста целыми днями, - вспоминала руководитель Колпинского РК РОКК Екатерина Смирнова. - Я разрешила ей заниматься вместе со всеми, и она маршировала во дворе, училась перевязывать. А в конце августа пришел ко мне командир роты ижорцев Владимир Горбушин и попросил санитарку вместо тяжелораненой. В райкоме никого не было кроме Жени. И Горбушин забрал Женю к себе в роту».  
А в сентябре Горбушин вернулся и рассказал, как героически вела себя Женя в ожесточенном бою. «Убило командира воинского соединения, солдаты наши залегли и немцы на плечах наших солдат могли перейти в контратаку, занять наши позиции и, может быть, даже ворваться в Колпино. Женя вскочила, закричала: «Вперед! За мной!» и повела бойцов в атаку».

Женя Стасюк пошла на фронт добровольцем, ей было всего 19. Фото Музея истории Ижорских заводов

Она выиграла этот бой, но в этом бою погибла. Подвиг «обыкновенной девушки из Колпино» стал известен по всей стране благодаря очерку «Героиня» ленинградского поэта и военного корреспондента Николая Тихонова. Говорили даже, что Женя была посмертно представлена к награде - ордену Ленина, но информация не подтвердилась. В 1971 году посмертно она была награждена памятным знаком «Народное ополчение».
Женя Стасюк - одна из многих и многих героев и героинь, вставших на защиту Колпино и Ленинграда. Некоторые думают, что в годы войны Колпино находился в оккупации. Но, хотя почти все блокадные дни, с 29 августа 1941 года по 23 января 1944 года линия фронта находилась в 3-4 километрах от центра Колпино, город никогда не был взят немецкими войсками. Более того, жители города - заводчане, воины и  население - яростно обороняли свой родной край. И каждый его житель находился на передовой.      

Проспект Ленина. Колпино. Фото Музея истории Ижорских заводов

«Я знаю Колпино в июле
И дважды знаю в декабре,
Среди домов блуждают пули
И мины рвутся во дворе...
Они трудились здесь и жили,
Не уезжали никуда.
И на войну не уходили...
Сама война пришла сюда», - писал поэт Владимир Лифшиц.
Воевали рабочие Ижорского завода, всю войну выпуская оружие для фронта. Часть оборудования перевезли в Ленинград, где ижорцы выпускали реактивные снаряды для минометов «Катюша», долговременные огневые точки (ДОТы), вращающиеся пулеметные башни (ВПБ), броневые пулеметные щитки; бронезащиту для противотанковых ружей (ПТР), бронещиты и барбеты, амбразуры, заказы Балтийского флота: палубные листы, переборки, бортовой лист, броневые рубки для «морских охотников», шхерные мониторы, минные тральщики.  
На Ижорском заводе в годы блокады было построено несколько бронепоездов, воевавших на различных участках Ленинградского фронта. В условиях постоянных обстрелов в мае 1942 года с Ижорского завода на берег Ладожского озера было отправлено 600 тонн насосных труб, из которых к 20 июня 1942 года по дну озера был проложен бензопровод, снабжавший осажденный Ленинград топливом.

Война еще не закончилась, а колпинцы уже восстанавливали свой город и Ижорский завод. Летом 1944 года первую плавку дала первая восстановленная мартеновская печь. Тогда ленинградская газета «Смена» писала, что на берегах Ижоры совершен новый подвиг, равный фронтовому. 
Воевали жители Колпино и на передовой. В августе 1941 года они пополнили сильно поредевшие отдельные пулеметно-артиллерийские батальоны (ОПАБы) №261, 267, 283, 289. К концу августа из местных жителей было создано еще несколько формирований: партизанский отряд (командир – председатель Колпинского райисполкома А.В. Анисимов), артпульбат (командир – инженер-металлург Ижорского завода Г.В. Водопьянов), рабочий батальон (командир – инженер Ижорского завода В.С. Кудрявцев).
В ночь с 28 на 29 августа 1941 года навстречу наступающему противнику на окраину Колпино вышел отряд ижорских рабочих, возглавляемый председателем райисполкома Анисимовым. Они приняли первый бой с фашистами, предотвратив захват города. В тот день линию обороны в четырех километрах от города вместе с отрядом Анисимова заняли истребительные батальоны, рота дивизиона НКВД по охране завода, взвод 2-й учебной автоброневой роты с пятью броневиками. 

Передовая газеты "Правда", в которой говорилось о Колпино. Музей истории Ижорских заводов

К 8 сентября ранее сформированные подразделения Анисимова, Водопьянова и Кудрявцева были объединены в Отдельный батальон ижорских рабочих, впоследствии 72-й ОПАБ (Ижорский батальон). Ожесточенные попытки противника захватить город продолжались в течение сентября. 20-21 сентября Ижорский батальон в ходе наступательных действий отбросил фашистов за второй противотанковый ров. 
Лишь в начале октября 1941 года ряды защитников города пополнила 125-я стрелковая дивизия 55-й армии.
В 1942 -1943 годах 72 ОПАБ, оперативно подчиненный 55-й армии, принимал активное участие в наступательных и оборонительных операциях под Колпиным, а после снятия блокады участвовал в освобождении Ленинградской, Псковской областей и республик Прибалтики. За освобождение города Пскова батальон был награжден орденом Боевого Красного Знамени. 
 

Сумка сандружинницы. Музей истории Ижорских заводов

Воевал каждый житель Колпино. «Уже много месяцев линия фронта проходит недалеко от города, но враг ни на шаг не может продвинуться вперед, - писали о Колпино в газете «Правда» 23 августа 1942 года. - Улицы находятся под постоянным артиллерийским обстрелом, воронки бомб изрыли площади и дворы, но город живет, борется, наносит врагу удар за ударом».
Впервые массово эвакуировать жителей начали только летом 1942 года. А до этого город был так же опасен, как и передовая линия фронта. И каждый день, помогая людям, спасая раненых, своей жизнью жертвовали сандружинницы. 

19 сентября 1941 года звено  Раисы Бутровой помогало раненому у колпинского вокзала, когда начался очередной обстрел. Разорвавшаяся рядом мина убила одну сандружинницу, остальные девушки были тяжело ранены. Командиру звена девятнадцатилетней Раисе Бутровой пришлось ампутировать ноги, она пережила одиннадцать операций, но встала на протезы, вернулась в строй, до конца блокады служила телефонисткой МПВО. Командир сандружины Надежда Мясникова была инициатором изготовления водонагревателей-титанов для бомбоубежищ. 
Сандружинницы спасли жизни тысячам горожан, помогли избежать эпидемий. На свои участки они выходили после каждого обстрела, оказывая помощь раненым, выявляя оставшихся сиротами детей. 

Все тяготы блокадной жизни колпинцы перенесли наравне с ленинградцами. Немецко-фашистским войскам так и не удалось вступить на территорию города. Воины-ижорцы, Красная Армия, гражданское население отстояли родной город и Ленинград.
В 1985 году Ижорский завод получил орден Отечественной войны I степени.
А в 1999 году город был занесен в Золотую книгу Санкт-Петербурга за подвиг колпинцев во время Великой Отечественной войны и за вклад в развитие Военно-Морского Флота России.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Музей истории Ижорских заводов и лично его директора, заслуженного работника культуры РФ Ларису Бурим.   
 

Марина Литвинова
28.12.2018 - 11:27