Хроника событий за 30.11.1941

 

"З0.ХI.41. С 14.10 по 15.00 дивизион обстрелял кондитерскую фабрику в Ленинграде 15 снарядами".

Это запись, сделанная в журнале боевых действий 768-го немецкого тяжелого артиллерийского дивизиона РГК[1]. Но стреляли гитлеровцы 30 ноября и по другим целям. Только по Торговому порту они выпустили 89 артиллерийских снарядов.

Снаряд, попавший в дом № 124 по Международному проспекту, убил 3 и ранил 23 человека. На трамвайной остановке у дома № 49 по проспекту Карла Маркса разрывом снарядов убило 9 и ранило 15 человек. В Кировском районе, спасая раненых, погибли сандружинницы Екатерина Колосова и Мария Данилова. Тяжело ранены Нина Лебедева, Ольга Куликова, Людмила Кочанова.

Всего по городу враг выпустил в этот день 234 снаряда. Да еще обрушил на него 43 фугасные бомбы. Более 40 ленинградцев погибло, 112 получили ранения.

Вера Инбер записала в своем дневнике: "30 ноября 1941 года. Пятая симфония Бетховена отменена из-за сильного обстрела".

30 ноября представитель Ставки Верховного Главнокомандования генерал-полковник артиллерии Н. Н. Воронов доложил Центральному Комитету партии: "Самолетами из Ленинграда отправлены последние пятнадцать пушек по ноябрьскому плану".

Вместе с орудиями были отправлены 5 тысяч необходимых при ведении огня артиллерийских целлулоидных кругов и почти весь тираж отпечатанного в Ленинграде учебника артиллерии для военных училищ.


[1] РГК резерв главного командования.

Несколько раньше Н. Н. Воронов доложил в Москву, что "для борьбы с танками противника Ленинград имеет возможность отправить до 50 тысяч корпусов для 76-мм бронебойных снарядов". В Москве, видимо, усомнились в том, что осажденный город способен на такое. Вызвав Воронова к переговорному аппарату, ему, представителю Ставки Верховного Главнокомандования, предложили еще раз совершенно объективно разобраться, сколько же реально ленинградцы могут дать корпусов для бронебойных снарядов, в которых очень нуждались другие фронты.

Генерал подтвердил свое предыдущее сообщение. И хотя возможности нашей транспортной авиации были в то время весьма ограниченны, самолеты начали вывозить из Ленинграда столь необходимый фронту груз. А чтобы его вмещалось в самолеты побольше, пришлось отказаться от полагавшейся укупорки. Это помогло увеличить загрузку самолетов на 20 процентов.

Вскоре 30 тысяч корпусов для бронебойных снарядов были переброшены в Москву.

Страна тоже ничего не жалеет для Ленинграда. Например, вологжане, в октябре отправившие в осажденный город 470 тонн мяса, в ноябре приняли решение выделить Ленинграду из своих областных ресурсов 3500 тонн муки, 100 тонн мяса, 370 тонн масла, 50 тонн сгущенного молока, 26 тонн сыра.

Но продовольствия в городе пока еще катастрофически мало. Его не хватает, чтобы обеспечить выдачу ленинградцам хотя бы минимальной нормы. Иждивенцы, например, в дополнение к хлебному пайку поучили за месяц всего лишь полтора килограмма продуктов.

30 ноября, продолжая активные действия на левом берегу Невы, наши бойцы улучшили свои позиции. Занято 10 вражеских окопов, 1 дзот, захвачено 6 ручных и 2 станковых пулемета. Взятый здесь в плен солдат рассказал, что рота, в которой он

служил, за восемь дней потеряла 60 процентов своего состава. Некоторые подразделения дивизии истреблены почти целиком.

Несколько тысяч фашистских карателей с четырех сторон начали наступление на Партизанский край