Хроника событий за 30.04.1942

 

Обстрел начался еще ночью без восьми минут два. Днем прозвучал сигнал воздушной тревоги. На Ленинград шло 14 вражеских бомбардировщиков и 5 истребителей. Прорвались к городу только 3 "юнкерса", но и они, опасаясь плотного зенитного огня, сбросили бомбы беспорядочно. Большинство из них упало в Финский залив. А из трех приблизившихся к Ленинграду бомбардировщиков ушли на свою базу только два. Один сбит нашими истребителями.

Немецкое командование все еще не отказалось от планов овладеть Ленинградом, и наши войска уделяют большое внимание совершенствованию обороны города. По-прежнему активное участие в этом деле принимают ленинградцы. 5000 человек уже было направлено в распоряжение 42-й и 23-и армий. 30 апреля горком партии и Ленгорисполком приняли решение мобилизовать на оборонные работы еще 13 500 ленинградцев.

Начавшаяся 7 января Любанская наступательная операция сегодня прекращена. Решить стоявшие перед ней задачи не удалось. А задачи были важными встречными ударами войск Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта в направлении Любани окружить и уничтожить любанскую группировку войск противника. Некоторые успехи были достигнуты. В частности, 2-й ударной армии удалось продвинуться вперед и выйти на подступы к Любани. С трудом, но продвинулась вперед и 54- я армия. Однако врагу удалось перегруппироваться и резко изменить соотношение сил в свою пользу. И хотя 18- я немецкая армия была поставлена в трудное положение, замысел нашего командования остался неосуществленным.

В апреле, который уже нельзя было назвать голодным, смертность в Ленинграде все еще оставалась высокой. Сказывались последствия зимнего голода. Дистрофия продолжала свое скорбное дело. В весеннем, полном надежд апреле в Ленинграде похоронено 102 497 человек. Были, правда, среди них и те, кого с горечью называли именем весеннего цветка "подснежниками". Когда потеплело, на кладбищах, да и кое-где во дворах и на улицах из-под таявшего снега начали проступать не погребенные в свое время трупы. Так что среди 102 497 ленинградцев, похороненных в апреле сорок второго, были и умершие ранее.

А сколько же все-таки людей погибло в осажденном Ленинграде от голода? Этот вопрос содержался в ряде писем, полученных после выхода в свет первого издания "Блокады день за днем". Причем возник этот вопрос отнюдь не оттого, что количество жертв сохраняется в тайне. Наоборот, сведения эти, выраженные шестизначным числом, неоднократно публиковались: 641 803. Но, как выразился один бывший блокадник, точность, при которой учтены даже три человека, не столько убеждает, сколько удивляет. Дескать, как это при столь массовой смертности и далекой от скрупулезной точности регистрации учтены даже три человека?

Впрочем, характер этой книги исключает полемику. Но то, что приведенная выше цифра, несмотря на ее подчеркнутую точность, не является полной, подтверждают хотя бы следующие факты. После того как наиболее ослабевших от истощения ленинградцев начали вывозить по ледовой дороге, многие из них все равно не выжили. В начале сорок второго года в Борисовой Гриве пришлось похоронить 2813 ленинградцев. А в Ленинграде они уже числились эвакуированными.

В тот же период на эвакопунктах Кобоны и Лаврова скончалось 1549 ленинградцев. На пути к Тихвину, в вагонах, скончалось 482 ленинградца. В феврале на станции Бабаево из вагонов было снято 370 умерших в пути. А сколько ленинградцев похоронено в Вологде, Шарье!..

Наконец, вошла ли в счет жертв блокады Таня Савичева, имя и потрясающий дневник которой известны, наверное, всему миру? Ее тоже вывезли из Ленинграда. Вывезли в Горьковскую область в поселок Шатки. Но блокадный голод настолько подорвал ее здоровье, что спасти девочку уже не удалось. И хотя могила се находится далеко от Ленинграда, числить Таню Савичеву, как и тысячи других ленинградцев, умерших уже после того, как их увезли из осажденного города, надо бы в списках жертв блокады.