Стремясь перерезать железную дорогу, по которой в сторону Ладожского озера подвозятся продукты для Ленинграда, враг перешел в наступление из района Киришей. Наши войска сражались самоотверженно, однако численное превосходство врага помогло гитлеровцам прорваться к Волхову. Начался артиллерийский и минометный обстрел железнодорожной станции Волховстрой.
Сформированный в свое время на судостроительном заводе имени А. А. Жданова полк, преобразованный впоследствии в 25-й стрелковый, 28 октября на самолетах переброшен в район Тихвина. Аэродром, на котором производилась посадка транспортных самолетов, находился недалеко от линии фронта. Через два часа после высадки полк вступил в бой в районе деревни Липная Горка, от которой до Тихвина оставалось немногим более 25 километров.
В связи с уходом с Ораниенбаумского плацдарма 8-й армии 28 октября здесь образована Приморская оперативная группа Ленинградского фронта. Сокращенно ее назвали ПОР. В состав этой группы, командование которой возложено на генерал-майора А. Н. Астанина, вошли 48- я стрелковая дивизия, 2- я и 5- я бригады морской пехоты, Объединенная школа береговой и противовоздушной обороны КБФ и некоторые другие части.
Совет по эвакуации разрешил президиуму Академии наук СССР эвакуировать из Ленинграда в Казань 1100 научных работников, членов их семей, а также наиболее ценное оборудование ряда институтов. В этом постановлении, принятом 28 октября, указывается, что 200 наиболее выдающихся научных работников должны быть эвакуированы немедленно на самолетах.
Но, несмотря на невероятные тяготы блокады, несмотря на бомбежки и обстрелы, далеко не все ученые соглашаются покинуть осажденный город. Академики И. И. Мещанинов и Л. А. Орбели эвакуировались лишь после правительственного распоряжения. Потребовалось семь напоминаний, чтобы покинул город академик А. А. Байков. Уж слишком много неотложных дел было у него в Ленинграде.
Академик являлся членом комиссии по руководству строительством оборонительных сооружений. Под его руководством создавались зажигательные смеси для борьбы с танками врага, а также были найдены эффективные противопожарные средства и способы гашения зажигательных бомб. Академики С. А. Жебелев и А. А. Ухтомский отвергли все предложения уехать из Ленинграда. Наотрез отказался эвакуироваться и академик живописи И. Я. Билибин.
Для полета от линии фронта до Ленинграда вражеским бомбардировщикам требуются считанные минуты. В 18.37 в городе прозвучал сигнал воздушной тревоги, и в 18.40 начали рваться бомбы. Правда, налет был далеко не массированным. Для этого у гитлеровцев явно не хватает сил. Да и наша зенитная артиллерия ведет сильный заградительный огонь, пробиться через который не так просто. Сегодня врагу удалось сбросить на город только 5 фугасных бомб. Но зажигательных упало куда больше до тысячи штук.