Задолго до рассвета батальон 576- го полка 115- й стрелковой дивизии, которым командовал капитан В. П. Дубик, без артиллерийской подготовки на рыбачьих лодках, яликах и самодельных плотах-паромах переправился через Неву. Бесшумно взобравшись по крутому, обрывистому берегу, бойцы внезапным ударом выбили гитлеровцев из первой траншеи и двинулись дальше.
Затем на отбитый у врага в районе Московской Дубровки клочок невского берега высадилось еще несколько подразделений той же дивизии и батальон 4- й бригады морской пехоты. Так образовался знаменитый Невский пятачок, героями которого не раз потом восхищались даже видавшие виды ленинградцы.
Уже в первый день боя, стремясь сбросить наших бойцов в Неву, гитлеровцы атаковали крохотный плацдарм не только превосходящими силами пехоты, но и танками. С воздуха наступление поддерживала авиация. Однако враг не добился успеха. Наши бойцы удержали плацдарм.
Линия фронта настолько приблизилась к Кировскому заводу, что 20 сентября Военный совет фронта принял решение о перебазировании некоторых его цехов в северные районы города. Угроза Ленинграду со стороны Карельского перешейка была не столь уж большой. Георгий Константинович Жуков, вступив в командование Ленинградским фронтом, решил даже перебросить с Карельского перешейка из состава 23- й армии часть сил в 42- ю армию, чтобы усилить оборону в районе Урицка.
Однако 20 сентября финские войска проявили неожиданную активность перешли в наступление и захватили Белоостров. Более того, начали продвигаться к Сестрорецку. Сражавшийся на этом участке сестрорецкий батальон предпринял контратаку и помог нашим войскам отбить у врага станцию Белоостров.
После двухмесячной работы на строительстве оборонительных укреплений в Ленинград вернулись трудармейцы Кировского района. В последнее время им то и дело приходилось укрываться от огня вражеской артиллерии в окопах, вырытых для бойцов. Семь работниц фабрики "Веретено" и один рабочий Кировского завода погибли. Шестеро ранено.
До сих пор воздушными перевозками крайне необходимых Ленинграду грузов занималась Особая авиационная группа, созданная на базе Северного управления ГВФ. Теперь возможности "воздушного моста" расширяются. Сегодня Государственный Комитет Обороны принял постановление об организации транспортно-воздушной связи между Москвой и Ленинградом. Три эскадрильи, выделенные Москвой для воздушной связи с Ленинградом, располагали 64 самолетами. Командовали этими подразделениями опытные авиаторы С. Шарыкин, В. Пущинский и К. Бухаров.
Для прикрытия транспортных самолетов с Западного фронта перебрасывается 127- й истребительный авиаполк. У командира этого полка ленинградца Владимира Пузейкина особый счет к гитлеровцам. При артиллерийском обстреле Ижорского завода вражеским снарядом убит его отец бригадир электромонтеров трубопрокатного цеха Василий Сергеевич Пузейкин.