Хроника событий за 19.11.1941

 

Наконец после обработки и систематизации разведывательных данных о ледовой обстановке на Ладожском озере найдено единственное возможное направление трассы для связи Ленинграда с Большой землей от мыса Осиновец к островам Малый и Большой Зеленцы и далее на Кобону и Лаврово. Сегодня Военный совет фронта принял решение открыть Ладожскую трассу с 22 ноября. Дорожники спешно расчищали ее от торосов и снега, перекрывали трещины, ставили дополнительные вешки.

Ледовая дорога только создается, а запас продуктов в Ленинграде, и без того скудный, быстро тает. И, как на беду, нелетная погода срывает нормальную работу транспортной авиации. Однако 19 ноября, несмотря на туман, несмотря на то что видимость едва достигала 50 метров, экипажи Московской авиационной группы особого назначения сделали по два вылета. Большая часть маршрута преодолевалась вслепую.

Чтобы увеличить загрузку самолетов продуктами, ведущий группы Д. В. Кузнецов предложил снять с машин обогреватели, запасные части, инструменты, скамьи. Авиаторы стали до минимума сокращать запасы горючего в баках. Они же предложили заменить тяжелую деревянную тару в которую упаковывают продукты, бумагой, фанерой, мешковиной.

Да, на транспортную авиацию легла сейчас основная забота о снабжении Ленинграда продуктами. Тихвин все еще в руках противника, и все еще перерезана железная дорога, по которой до этого эшелоны с грузом для осажденного Ленинграда шли к берегу Ладоги.

И вот появилась надежда: контрударами 4-й и 52-й армий к сегодняшнему дню остановлено наступление врага под Тихвином и Малой Вишерой.

В Ленинграде не только голодно. Рвутся снаряды и бомбы. Одна из бомб разорвалась во дворе дома № 54 по Георгиевской улице, где находился госпиталь. Пострадало 13 человек. Дальнобойные орудия врага выпустили сегодня по городу 68 снарядов. Во время бомбежки и артобстрела убито 10 и ранено 30 ленинградцев.