Хроника событий за 17.09.1941

 

Напряжение возрастает с каждым часом. Сегодня враг захватил Павловск. Идут бои за Пушкин. Стремясь с ходу ворваться в Ленинград, гитлеровцы усиливают натиск. Идут кровопролитные бои.

Рубеж Лигово, Кискино, Верхнее Койрово, Пулковские высоты, районы Московской Славянки, Шушар и Колпина приобрели важное значение в обороне Ленинграда с юга. В этот день Военный совет фронта направил в 42- ю и 55- ю армии строжайший приказ, в котором были такие слова: "Ни шагу назад! Не сдавать ни одного вершка земли на ближайших подступах к Ленинграду!"

И защитники Ленинграда выполнили это требование. Среди стоявших насмерть были не только кадровые стрелковые дивизии, но и ополченцы, пограничники, сошедшие на берег моряки. Неоценимую поддержку пехотинцам оказали артиллеристы и авиаторы.

Рвавшегося вперед врага удалось остановить. И все же Военный совет фронта принял в этот день постановление о передаче 40 тонн взрывчатки районным тройкам. Возглавлявшие эти тройки секретари Кировского, Московского, Володарского и Ленинского райкомов партии получили специальное задание по минированию промышленных предприятий.

Это на крайний случай. Сдавать город никто не собирается.

Обком и горком комсомола решили направить в боевые рабочие отряды всех комсомольцев, способных носить оружие. В течение четырех часов враг пытался прорвать нашу оборону под Колпином, но так ничего и не добился.

В этот день город находился под обстрелом 18 часов 33 минуты. Вражеская артиллерия выпустила по нему 331 снаряд.

От прямого попадания одного из снарядов в порту загорелся военный транспорт, груженный боеприпасами. С минуты на минуту мог произойти страшный взрыв. Командир транспорта приказал экипажу покинуть судно, но группа пожарных во главе с начальником 1- й части военизированной пожарной охраны порта Н. Г. Лукашевичем кинулась к стоявшему у причала транспорту. Задыхаясь в дыму, они проникли внутрь горящего судна и, отыскав очаг пожара, потушили его.

Разыгравшийся на Ладоге шторм разбил две баржи, направлявшиеся из Новой Ладоги в Осиновец. Одна из них везла красноармейцев, другая боеприпасы. Оказавшихся в холодной воде людей беспрерывно накрывали огромные волны. К месту бедствия был послан тральщик ТЩ-122. Но из-за сильного шторма спустить шлюпки не было никакой возможности. Обвязавшись страховочными концами, моряки бросались в бурлящую воду и помогали обессилевшим, едва державшимся за обломки баржи бойцам подниматься на тральщик.

Спасти удалось около двухсот человек. Но такая нагрузка была слишком большой для плоскодонного речного буксира, превращенного во время войны в тральщик. Осадка оказалась намного ниже допустимых пределов. А тут еще в корпусе обнаружилась течь Командир тральщика старший лейтенант Ф. Л. Ходов повел судно к берегу, чтобы посадить его на мель. И вдруг новая беда появились фашистские бомбардировщики.

Комендоры мужественно отбивались из единственного имевшегося на судне 45-миллиметрового орудия. Все остальные моряки вели огонь из винтовок. Но бомбы причинили тральщику значительные повреждения. Он погружался все больше и больше. Старшина 1- й статьи Николай Абакумов

стрелял из орудия, даже когда палуба уходила под воду, и уже потом вынырнул на поверхность.

Теперь люди, находившиеся на полузатонувшем тральщике, могли держаться лишь за трубу и верхние надстройки. Так продолжалось более десяти часов. Но вот терпящий бедствие ТЩ-122 обнаружили наши самолеты. К тому времени шторм начал утихать, на помощь подошли баркасы и перевезли измученных, едва живых людей на канонерскую лодку "Нора".

Еще более тяжелая трагедия произошла 17 сентября с баржой, следовавшей из Осиновца в Новую Ладогу. На этой барже, залитой во время шторма водой, находились курсанты двух высших военно-морских училищ имени Дзержинского и имени Орджоникидзе, работники гидрографического управления, выпускники Военно-морской медицинской академии*, красноармейцы. Команде буксира "Орел", который вел баржу,

удалось подобрать лишь часть людей, очутившихся в беснующихся волнах Ладоги**.

В этот же день из-за десятибалльного шторма на озере терпели бедствие и другие суда, в частности пароходы "Ульяновск", "Козельск", "Мичурин"***. После того как 5 сентября дедовичские партизаны взорвали мост между станциями Судома и Плотовец, движение на этом участке прервалось на трое суток. Сегодня бойцы этого подразделения совершили налет на станцию Судома. 16 гитлеровцев убито, 22 ранено. Гранатами повреждено здание станции.

* Впоследствии эта академия была объединена с Военно-медицинской академией имени С. М. Кирова.

** После войны на братском захоронении, названном Ладожским курганом (он находится вблизи Осиновецкого маяка), установлены мраморные доски с фамилиями жертв этой трагедии. На 15 досках

значатся 645 человек. Но в скорбном этом списке перечислены не все погибшие. Фамилии многих установить пока не удалось.

*** О том, какие беды натворила осенняя непогода на Ладоге, можно судить даже по одной цифре: за пять дней с 14 по 18 сентября 1941 года только в Осиновце штормом разбило 12 барж.