Хроника событий за 14.11.1941

 

Вчера было принято решение о строительстве ледовой дороги, а уже сегодня к Ладожскому озеру выехала оперативная группа во главе с военинженером 3-го ранга Б. В. Якубовским, на которого возложено руководство строительством дороги. И хотя, по данным воздушной разведки, на Ладоге появился лед, пешие разведчики увидели только водную гладь. Группа Якубовского познакомила в этот день командование 88-го отдельного мостостроительного батальона с приказом о постройке ледовой дороги и договорилась о непрерывной ледовой разведке.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин направил в Государственный Комитет Обороны письмо, в котором подчеркивалась опасность, нависшая над Ленинградом. "Трудности в положении Ленинграда, говорилось в этом письме, и опасность для него, видимо, увеличиваются. Мне кажется необходимым, чтобы были выяснены и тщательно разработаны возможные пути и способы снабжения Ленинграда в условиях зимы: гужевое, автотранспортное, самолетами Немцы, очевидно, ведут линию дальнего прицела, метят на Вологду" Калинин рекомендовал разработать ответные меры против возможных действий противника. Председатель Государственного Комитета Обороны И. В. Сталин ответил М. И. Калинину: "Ваши соображения совершенно правильны и вполне своевременны. Принимаем все необходимые меры".

В то время как шли тяжелые бои за Тихвин, войска, непосредственно обороняющие осажденный Ленинград, тоже наносили удары по врагу. Наиболее активно действовали части, находившиеся на так называемом Невском пятачке небольшом плацдарме, отбитом у противника на левом берегу Невы еще в сентябре. 14 ноября 86- я стрелковая дивизия, в свое время сформированная из ополченцев Дзержинского района Ленинграда, с боем захватила траншеи гитлеровцев. При этом враг потерял более 120 солдат и офицеров. Всего же за несколько дней наступательных боев эта дивизия уничтожила не менее 600 оккупантов.

Захваченные в плен солдаты фашистской авиадесантной части имели жалкий вид. Почти все они поверх пилоток носили женские платки. Опасаясь, как бы по комбинезонам, в которые они были одеты, их не приняли за летчиков, бомбивших Ленинград, гитлеровцы беспрестанно твердили, что не имеют никакого отношения к авиации.

Причастности к фашистской авиации надо было действительно стыдиться и бояться. 14 ноября, например, она подвергла город жестокой бомбардировке, от которой пострадали сотни ленинградцев.

В разрушенном до основания пятиэтажном доме (набережная Фонтанки, 113) чудом уцелела одна стена. Она накренилась и угрожала обвалом. Но из-под обломков был слышен голос ребенка. Разобрать завал не было никакой возможности. И вот, чтобы спасти четырехлетнего малыша, бойцы Гусев, Гордин, Привалов и Козлов, ежесекундно рискуя жизнью, принялись пробивать тоннель. Ценой нечеловеческих усилий они сделали восьмиметровый лаз. Потом им пришлось углубиться на два метра вниз. Когда задыхавшегося мальчика спасли, он сказал, что ниже находятся его мать и сестренка. Их тоже удалось спасти.

14 ноября, преодолевая минные заграждения противника, подорвалась подводная лодка Л-2. Спастись удалось только троим. Вместе с экипажем погиб штурман лодки поэт Алексей Лебедев. Еще до войны, когда Лебедев был курсантом Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, в Ленинграде вышли два сборника его стихов "Кронштадт" и "Лирика моря".

29 октября, собираясь в этот поход, лейтенант Лебедев написал трогательное письмо матери, а жене передал стихи, в которых были такие строки:

Не плачь, мы жили жизнью смелой,

Умели храбро умирать,

Ты на штабной бумаге белой

Об этом сможешь прочитать.