Хроника событий за 10.11.1941

 

Шесть раз город подвергался артиллерийскому обстрелу. Первый снаряд разорвался в 10 часов утра, последний, 128-й, около полуночи.

А в одном из промежутков между разрывами снарядов над городом появился парашют с подвешенным к нему каким-то шарообразным предметом, который вскоре приземлился на территории Балтийского вокзала.

"Предмет" оказался тясячекилограммовой морской миной. Возможно, предназначалась она для наших судов, плавающих в Финском заливе, а ветром парашют отнесло к городу.

Место "приземления" мины было тотчас оцеплено. Из штаба местной противовоздушной обороны вызвали специалистов-подрывников. Впрочем, специалистами они были по бомбам, а тут вдруг морская мина! Но ее все равно требовалось обязательно обезвредить.

К мине подошли двое начальник подрывной службы МПВО Н. М. Лопатин и подрывник А. Г. Ильинич. В мине оказалось три взрывателя: инерционный (ударного действия) и два часовых. Инерционный явно не сработал. Один часовой тоже не подавал признаков жизни. Но второй тикал, торопливо отсчитывая время, оставшееся до взрыва.

Николай Михайлович Лопатин и Александр Григорьевич Ильинич с вражеской морской миной встретились впервые. Два часа ушло на то, чтобы извлечь взрыватель с действовавшим часовым механизмом. Лопатин принялся отвинчивать прижимное кольцо инерционного взрывателя. Внезапный сильный удар опрокинул его навзничь. Взрыва, однако, не последовало. Ильинич бросился к Лопатину. Тот был без сознания, но вскоре пришел в себя. Виной всему оказалась амортизационная пружина. Распрямившись, она вытолкнула взрыватель, а тот ударил Лопатина в подбородок.

Долгих шесть часов подрывники находились рядом со смертью. Они обезвредили все три взрывателя.

790 килограммов взрывчатки, извлеченной из мины, пошли на нужды подрывников МПВО. Им нередко приходилось разрушать поврежденные, грозившие обвалом дома, рыхлить мерзлый грунт на торфоразработках, рыть с помощью взрывчатки братские могилы

Никому уже не угрожавший корпус морской мины был выставлен для всеобщего обозрения как музейный экспонат.

Из руин одного дома, разбитого взрывом, донесся детский плач. На большой высоте, зацепившись за обломок двери, висела детская кроватка. В ней находился чудом уцелевший ребенок. Рискуя сорваться вниз или попасть под обвал, сандружинница Наташа Носова стала подниматься к ребенку по исковерканной лестнице. Четырехлетняя Галя Рыбакова была спасена.

Но многие донесения, поступившие в штаб МПВО, принесли тяжелые вести. От бомб и снарядов пострадали 89 человек.

Таков далеко не полный перечень событий, происходивших в этот день в осажденном городе. А что на фронте?

Весь накал боев сосредоточился на плацдарме за Невой, прозванном Невским пятачком. Отсюда ближе всего до позиций войск Волховского фронта. Соединиться с ними значит прорвать блокаду. Чтобы помочь решить эту важнейшую задачу, срочно формируются ударные полки. Переправившийся накануне через Неву 1-й Коммунистический ударный полк ведет тяжелый бой. До противника совсем близко местами каких-нибудь пятьдесят шагов. Но как пробежать их под сплошным огнем?.. Впрочем, осколки и пули косят и на исходном рубеже.

Первыми приблизились к переднему краю противника бойцы отделений коммуниста старшего сержанта Голубкова и комсомольца сержанта Панченко. Они уничтожили вражеский дзот, но закрепиться не удалось. Последовавшие за этим еще две атаки также не принесли успеха.