Для более оперативного руководства фронтами Государственный Комитет Обороны образовал три Главных командования стратегических направлений: Северо-Западное, Западное и Юго-Западное. Командующим Северо-Западным направлением, которому отныне подчинены войска Северного и Северо-Западного фронтов, Балтийский и Северный флоты, назначен Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. Уже на следу ющий день он прибыл в Ленинград. Вести, которые ждали его здесь, были не из приятных. 10 июля севернее Ладожского озера финские войска развернули наступление на Петрозаводск и Олонец. Наша 7- я армия, растянутая на широком фронте, не смогла отразить удар противника, имевшего здесь значительное численное превосходство.
В тот же день части 4- й танковой группы врага возобновили наступление в направлении Новгорода и Луги. На самом Лужском рубеже пока еще тихо. Зато в воздухе идут ожесточенные бои. Только летчики 154-го истребительного авиаполка сбили в этот день 16 фашистских самолетов. Лейтенант Сергей Титовка, даже израсходовав боеприпасы, не вышел из боя. В тяжелой, неравной схватке над деревней Городец, по существу безоружный, с уже умолкшими пулеметами, он бросился на ведущий «юнкерс» и врезался в него своим самолетом. Уничтожив врага, герой сам погиб.
Наступление, начавшееся с двух сторон — с севера и с юга, — не оставляло сомнений в том, что враг решил овладеть Ленинградом. И началась его героическая оборона. Впрочем, слово «оборона» не дает полного представления о том, что происходило на фронте. День 10 июля можно считать началом Ленинградской битвы, в которой были не только оборонительные, но и наступательные бои. Пусть и не очень больших масштабов, но так или иначе помогавшие сбить темп вражеского наступлении.
Да, день этот как бы стал рубежом возросшего сопротивления врагу. До 10 июля среднесуточный темп продвижения гитлеровцев на Ленинград составлял 20 километров. После 10-го начал резко падать. Несколько нарушив последовательность, присущую хронике, приведу цифры, которые убедительно подтверждают, что надежды гитлеровцев быстро покончить с Ленинградом рушились. Уже в июле среднесуточный темп их наступления упал до 5 километров. В августе — до 2,2 километра. А в сентябре равнялся нескольким сотням метров в день…
Но это будет потом. Пока же вернемся к событиям, происходившим 10 июля. В этот день из Ленинграда на фронт выступила 1-я дивизия народного ополчения. В ней более 12 тысяч бойцов и командиров. Каждый пятый доброволец — коммунист или комсомолец. Дивизия формировалась за Нарвской заставой. Правда, часть бойцов прибыла из Дзержинского района. Но по месту формирования называть ее стали Кировской.
К 10 июля численность ленинградцев, вступивших в ополчение, достигла 110 тысяч человек.
Уходящих на фронт ждут тяжелые бои. Остающимся в городе предстоит работать и за себя, и за тех, кто взялся за оружие. На судостроительном заводе имени А. А. Жданова, после того как на фронт выступил сформированный здесь добровольческий полк, токарь А. Гусенок не выходил из цеха целые сутки. Токарь-карусельщик П. Скородумов перекрыл дневную норму в два с половиной раза.
10 июля ленинградские предприятия получили нелегкое задание — в ближайшее время изготовить 100 тысяч противотанковых гранат и ежедневно поставлять войскам 9 тысяч бутылок с горючей смесью для поджога вражеских танков. В этот же день началось массовое изготовление этих стеклянных гранат на предприятиях и в ряде мастерских учебных заведений города, в частности в Ленинградском университете, Текстильном институте, Педагогическом институте имени Герцена, Институте связи.
Принимали участие в этой работе и школьники. По призыву горкома комсомола они за короткое время собрали более миллиона пустых бутылок.