Хроника событий за 01.12.1941

 

По ледовой дороге со дня начала ее работы доставлено в Ленинград всего лишь 800 тонн муки. Даже при голодной норме это не обеспечивает двухдневной потребности города.

Состояние льда все еще не позволяет усилить нагрузку на трассу. Да и вражеская авиация затрудняет движение по ней. Летчикам-истребителям противовоздушной обороны прибавилось работы. Приходится все время патрулировать над трассой и вступать в бой с противником, невзирая на его численное превосходство. 1 декабря 6 немецких истребителей Ме-109 пытались штурмовать двигавшуюся по льду Ладожского озера колонну. Звено младшего лейтенанта В. Н. Харитонова из 123-го истребительного авиационного полка встретило врагов лобовой атакой. Потеряв один самолет, "мессершмитты" ушли.

Чуть позже четыре летчика этого же полка вступили над Ладогой в бой с противником, имевшим шестикратное численное превосходство: 14 бомбардировщиков Ю-88 летели под прикрытием 10 истребителей Ме-109. С первой же атаки ведущий нашей группы лейтенант И. Д. Пидтыкан с дистанции в 50 метров сбил фашистский самолет. Затем настойчивыми атаками наши летчики отогнали врагов и не дали им бомбить ледовую трассу.

Гитлеровцы обрушили на город 20 авиабомб и около 300 артиллерийских снарядов.

С сегодняшнего дня Ленгорисполком ввел обязательное прикрепление продовольственных карточек к определенным магазинам. Цель упорядочить работу магазинов и ликвидировать очереди.

1 декабря "Правда" опубликовала написанную в блокадном Ленинграде поэму Н. Тихонова "Киров с нами". Есть в ней строки, подобные клятве:

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого вовеки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Нет, не таков русский человек, чтобы склониться перед врагом. Помните, как 22 сентября 1941 года юный оредежский партизан Саша Бородулин, участвуя в налете на станцию Чолово, занимал самую опасную позицию и был ранен тремя разрывными пулями? Сегодня, с еще не полностью зажившими ранами, он снова ушел на боевое задание. Его не хотели пускать, но шестнадцатилетний боец добился все-таки разрешения опять взяться за оружие. Одного гитлеровца он в этом бою уничтожил, второго ранил.

Завершу хронику этого дня несколькими строчками Юрия Воронова, относящимися к 1 декабря 1941 года.

Строчками о последнем пути его сестры и брата, погибших под руинами дома, разрушенного вражеской бомбой.

"Хоронили Алика и Милу мы с отцом. Наш ледяной путь до Волкова кладбища с детскими санями, на которых был гроб, рытье могилы в окаменевшей земле и обратная дорога заняли весь день: с рассвета до позднего вечера"

Остается добавить, что ленинградский мальчик Юра Воронов стал известным поэтом. Это он, Юрий Воронов, написал строки, которые стали хрестоматийными:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

Этими строчками открывается книга стихов Юрия Воронова с коротким незабываемым названием "Блокада"