Тяжелым был для Ленинграда новогодний день сорок второго. На 1 января в городе оставалось 980 тонн муки. Даже при голодном пайке ее могло хватить только на два дня.
Еще меньшими были запасы крупы 334 тонны. И это более чем на 2 миллиона человек. Правда, учитывая мизерные блокадные нормы, крупы должно было хватить на четыре дня. 624 тонны мяса и мясопродуктов, которыми располагал Ленинград на 1 января, можно было растянуть на девять дней
В продовольственных ресурсах Ленинграда значилось 427 тонн жмыха. Раньше эти отходы маслобойной промышленности сжигались в пароходных топках. Теперь они пополнили список продуктов питания.
С сегодняшнего дня на Кировском заводе запрещено применение льняного масла для шлифовальных работ. Все его запасы переданы столовым, а шлифовка производится надежным заменителем, созданным группой рационализаторов во главе с начальником механического цеха П. Д. Хижняком.
К 1 января по ледовой дороге удалось завезти в Ленинград 15 275 тонн продовольствия. Это за 40 дней. В среднем около 390 тонн в сутки, в то время как только одной муки на одни сутки требуется куда больше.
Ладога все еще не покрывает даже минимальных потребностей города. Крайне тяжело эксплуатировать эту необычную ледовую трассу. К тому же сказывается недостаток горючего. 1 января, например, только в 385-м отдельном автотранспортном батальоне простояли 50 автомашин. А город и фронт ждали хлеба
Посильную помощь ленинградцам оказывает транспортная авиация. Но возможности ее крайне ограниченны. С начала блокады до 1 января 1942 года по воздуху в осажденный город доставлено лишь 5182 тонны продуктов, что на 10 093 тонны меньше того, что завезено по ледовой дороге, и на 20046 тонн меньше завезенного по водной трассе. Правда, если учесть калорийность продуктов, доставленных самолетами, разница выглядит не столь уж разительной. Мяса и мясопродуктов авиация доставила в Ленинград 1829 тонн, или столько же, сколько доставили водный и автомобильный транспорт, вместе взятые. Из 2143 тонн жиров и сыра, полученных к сегодняшнему дню Ленинградом, 1729 тонн переброшены авиацией. Яичный порошок, шоколад, сухое молоко и другие высококалорийные продукты почти полностью доставляются в Ленинград по воздуху.
Гитлеровцы были убеждены, что защитники Ленинграда продержатся недолго. А в новогодний день в пяти театрах Ленинграда шли спектакли. Причем театры имени Ленинского комсомола и имени Ленсовета давали по два спектакля утром и вечером. В восьми кинотеатрах демонстрировались фильмы. По радио исполнялись отрывки из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Голодные, обессилевшие артисты пели в холодной студии. Хуже всех чувствовал себя солист И. А. Лапшенков. Все боялись, что у него не хватит сил допеть арию до конца. Но он допел. А вечером умер
К Новому году только в одном Красногвардейском районе удалось открыть 4 бани, 18 парикмахерских. Возобновили работу 12 почтовых отделений. Жил и работал город, которому враги предрекли скорую гибель и о котором Гитлер сказал, что он "выжрет самого себя".
Сколь ни тяжело защитникам Ленинграда, но, чувствуя заботу Родины, они полны надежд. По-настоящему неоценимый подарок преподнесли им сегодня железнодорожники. К 5 часам утра завершено восстановление разрушенной врагами линии Тихвин Волховстрой. 1 января по ней возобновилось движение.
Достойно встретили первый день нового года летчики Ленинграда: они сбили 11 и подбили 4 вражеских самолета. Но и наши авиаторы понесли потери. 1 января, прикрывая Ладожскую ездовую трассу, в неравном бою погиб командир 158-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза Владимир Иванович Матвеев. Золотой Звезды он был удостоен за то, что 8 июля 1941 года таранил фашистский бомбардировщик, пытавшийся прорваться к Ленинграду. Сегодня, барражируя над Ладогой, он и его ведомые не дали врагу атаковать автоколонну, которая везла продукты в осажденный Ленинград. Но сам Матвеев погиб.
54-я армия, действующая на волховском участке Ленинградского фронта, продолжала теснить противника. Среди новогодних трофеев, захваченных нашими бойцами, оказалась неприметная тетрадь с весьма примечательными цифрами. Это был "Список движения личного состава" одной из рот 506-го полка 291-й немецкой пехотной дивизии. В роте, первоначально насчитывавшей 183 человека и неоднократно получавшей пополнение, к исходу сорок первого года осталось 50 человек. Потеряла же она 204 человека. Это только убитыми и ранеными. Пропавшие без вести, попавшие в плен, обмороженные были не в счет.
Когда этот список попал в наши руки, не было уже и последних пятидесяти. Они погибли, так и не увидев Ленинграда. От роты остался лишь "список движения".