Трамвай в годы Великой Отечественной войны

 
Михаил Хорисанфович Сорока – фото начала войны © Архив СПб ГУП «Горэлектротранс»

С начала Великой Отечественной войны и в годы блокады Ленинграда на М.Х.Сороку легла вся ответственность за сохранение коллектива трамвайщиков, подвижного состава трамвайных парков и непосредственную деятельность управления по перевозке как пассажиров, так и грузов внутри города.
Накануне войны в 10 трамвайных парках (им. Блохина, Володарского, Калинина, Коняшина, Котлякова, Леонова, Скороходова, Смирнова, парке Кировского района и Грузовом), 20 тяговых электрических подстанциях и в других хозяйствах трамвая работало свыше 21 тысячи человек. Из них 2800 вагоновожатых, 5700 кондукторов и около тысячи линейных работников: диспетчеров, контролеров, инструкторов и др., обеспечивающих обслуживание пассажирского движения. Ежедневно по 42 маршрутам курсировало 750-800 поездов (1644 вагона). Маршрутная сеть по оси улиц имела свыше 220 км, соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок.
Троллейбус, появившийся на ленинградских улицах в 1936 году, был самым молодым видом городского транспорта. Ежедневно на 5 маршрутов выходило до 76 машин. Нужды троллейбусного хозяйства обслуживал единственный в городе троллейбусный парк, в котором работало 800 человек.
В 1940 году услугами троллейбуса пользовалось 40 с лишним млн.человек, автобусом – 80 млн. человек. Трамвай в последнем предвоенном году перевез около 1 миллиарда 200 миллионов человек.
С объявлением 22 июня 1941 года нападения на нашу страну немецко-фашистских захватчиков, в Трамвайно-троллейбусном управлении началась на следующий день мобилизация работников в армию. По неполным подсчетам, из числа призванных в РККА в 1941-1944 годах (3731 чел.) подавляющее большинство (2981 чел.) ушло на фронт в первые месяцы войны. В 1941 году в армии и добровольческих формированиях оказалось около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУЛ.

Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.
Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, – те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.
Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками…
Первым указанием Сороки М. Х., после объявления войны, было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям – больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.
В этих трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом. В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.
Военный Совет фронта возложил на трамвайщиков перевозку воинских подразделений, снарядов, техники и др. оборудования. Трамвайные пути превратились во фронтовые магистрали.
Почти весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта – трамвай.

18 сентября 1941 года. Ленинградцы сталкивают на мостовую троллейбус, который силой взрыва снаряда был отброшен на тротуар. Фото Г.Коновалова © Архив СПб ГУП «Горлектротранс»

С июля по декабрь 1941 г. воинским частям было подано 2 тысячи трамвайных вагонов. В них перевезено четверть миллиона солдат и офицеров. В июне-сентябре 1941 года на оборонно-строительных работах вокруг Ленинграда было занято 700 тысяч человек. Четыре тысячи трамваев возили их на оборонительные рубежи.
Рельсы пролегли к Ленинградскому почтамту. За четыре месяца связистам было выделено 388 вагонов.
Для тушения пожаров, приготовления бетона на строительстве оборонных рубежей, укрытия памятников и др. целей — для нужд МПВО, литейного производства и т.п. трамваем было перевезено 67500 кубометров песка из карьеров-Яшумовского и Озерков.
Трамвайщики прокладывали новые пути к промышленным предприятиям, железнодорожным станциям. Некоторые участки пути в городе переоборудовались так, чтобы по ним могли ходить не только трамваи, но и железнодорожные составы.
С 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда. Линия фронта пролегла по окрестностям и в черте города. По территории трампарка им.Котлякова прошли оборонительные рубежи, а у трамвайных парков Кировского района, им.Коняшина были построены доты и заграждения, вырыты защитные щели и укрытия от артобстрелов. Территорию возле парка им. Котлякова заминировали, а вагоны, оборудование и персонал рассредоточили по другим трамвайным паркам.

Ряд конечных станций оказался в зоне боевых действий. Так, на ноябрь 1941 года пришлось прекратить выпуск трамвайных билетов до Сосновой Поляны и с. Рыбацкое: Сосновая Поляна была захвачена гитлеровцами, а в Рыбацком находился штаб 55-й армии Ленинградского фронта.
С 4 сентября 1941 года начались регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда, продолжавшиеся до 22 января 1944 года. Более 2 лет (с 18 июля 1941 года по 17 октября 1943 года) фашистская авиация подвергала город бомбардировкам. В таких, воистину фронтовых, условиях приходилось трудиться работникам ТТУЛ.
Вагоновожатые и кондукторы под обстрелами и бомбардировками водили поезда, аварийно — восстановительные бригады устраняли неисправности на линии, рабочие депо и мастерских ремонтировали поврежденные вагоны.
С 18 июля 1941 г. была введена карточная система. Нормы отпуска хлеба с сентября по ноябрь 1941 года снижались пять раз. С 20 ноября в течение 35 дней рабочие получали всего по 250, служащие, иждивенцы и дети по 125 грамм блокадного хлеба. На другие продукты питания карточки часто не отоваривались. И в «блокадном меню» появились дрожжевой суп, студень из столярного клея, «шроты» (соевые выжимки). К голоду прибавился холод; замерзли водопровод и канализация.
К концу ноября 1941 года перерывы в трамвайном и троллейбусном движении участились. Не только бомбардировки и артобстрелы были тому причиной. Не хватало электроэнергии. По решению горисполкома от 9 декабря, 8 трамвайных маршрутов были упразднены.
Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено.
Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.

Есть об этом две ранящие душу строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов».
Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы. Чтобы можно было продолжать печь блокадный хлеб, освещать в госпиталях операционные столы, поддерживать связь.
Ленинградцы голодали и мерзли, умирали от болезней и погибали от артобстрелов, но не прекращали работу. Продолжалась она и в троллейбусном и трамвайном парках. По-прежнему их работники трудились над выполнением заказов для фронта, ремонтировали вагоны, готовили их к выходу на линию. Действовали команды МПВО, санитарные звенья. Часть трамвайщиков находилась на торфоразработках и лесозаготовках, работала в больницах и на захоронениях.

28 февраля 1942 года горком ВКП (б) постановил открыть с 10 марта грузовое трамвайное движение. Грузовые поезда должны были помочь ленинградцам в очистке города от мусора, снега и нечистот, скопившихся на улицах и во дворах в первую блокадную зиму и угрожавших городу эпидемиями. Приведя в рабочее состояние контактную и путевую сеть, подготовив грузовые поезда, трамвайщики сумели 8 марта пустить их.
Огромная работа была проведена по очистке города: каждый, кто трудился на производстве, после окончания смены должен был еще 2 часа убирать дворы и улицы. Каждый школьник и домохозяйка – не менее 6 часов.
С 27 марта и по 15 апреля были убраны миллионы квадратных метров городской территории, вывезено (в том числе и грузовым трамваем) около 1 млн. тонн мусора, нечистот и льда.
15 апреля 1942 года. Первый трамвай на проспекте 25 Октября после восстановления трамвайного движения. © Архив СПб ГУП «Горэлектротранс»

Город ждал пуска пассажирского трамвая. Были восстановлены пассажирские вагоны, оживлены тяговые подстанции, решившие вопрос подачи электроэнергии. Инженеры Службы Движения ТТУЛ разработали оптимальную маршрутную систему, обеспечившую пассажирское сообщение во все районы города с одной пересадкой. К пуску трамвая готовились тысячи людей.
По решению горисполкома первые пять маршрутов — 3, 7, 9, 10, 12 из шести действующих парков должны были выйти на улицы города 15 апреля. События, связанные с пуском трамвая 15 апреля 1942 года многократно описаны в литературе и воспоминаниях ленинградцев.
Ранним утром одновременно из шести парков вышли на линию 116 поездов (317 вагонов). Торжественно, с красными флажками двинулись они по осажденному городу.
Это был настоящий праздник — пуск трамвая в городе. Только за два дня его работы было перевезено более миллиона пассажиров.

Вот как пишет об этом историческом дне сам, «командир блокадного трамвая», Сорока М. Х.: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?
Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает ото всюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!
Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».
Вагоновожатая трамвайного парка им. Блохина Е. Ф.Агапова: «Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости…Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами.
Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров.»
Вот слова водителя трамвая трампарка им. Леонова М. Ивановой: «Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны. Я помню, села на „семерку“, через весь город под обстрелами повела поезд. И с этого дня, несмотря ни на что, возила вместе с людьми какое-то общее особенное торжество жизни, радость обновления“.
А это вдохновенные слова транспортникам писательницы Веры Кетлинской:» Есть профессии, которые скромны и в общем-то незаметны, но в трудный час понимаешь, как каждая профессия связана с трудом всего народа и обеспечивает общенациональный ритм жизни. И вот в блокаду мы все поняли, что такое для нас привычная вещь, как трамвай, к которому мы привыкли с детства.
Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны.
И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд. Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни.
Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: «Позвони еще!“ Такой радостью был этот трамвайный вагон.
И вот за ваш великий труд в те дни я хочу вам сказать огромное спасибо и отвесить вам низкий русский поклон».

Пуск трамвая вызвал панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, ¦если они… пустили трамвай?!»
Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы“.
Павел Лукницкий: “ И звенит, звенит, проходя по Невскому необыкновенный трамвай весны 1942 года. Трамвай-победитель, трамвай-легенда!»

Аварийная бригада трамвайного парка имени Блохина ремонтирует контактный провод © Архив СПб ГУП «Горэлектротранс»

Ученые позднее подсчитали: действующий трамвай сохранял каждому ленинградцу 400 калорий в день. 400 калорий, когда норма хлеба опускалась до 125 граммов, вот что такое трамвай!
15 апреля город немцы обстреливали трижды. Оккупанты явно хотели обрушить и бомбовые удары, но советские истребители не дали им это сделать, уничтожив вражеский аэродром в Гатчине.
25 апреля, 15 июня и 20 ноября 1942 г. дополнительно вступили в строй ещё пять маршрутов 30, 20, 18, 19, 24. Это стало возможным с 23 сентября 1942 г., благодаря поступлению дополнительной электроэнергии по кабелю от Волховской ГЭС, проложенному прямо по дну Ладожского озера.
По воспоминаниям очевидцев, прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. не избавил население города от воздушных налетов и артобстрелов противника.. Возросло число бомбежек и обстрелов — в марте — мае 1943 года фашисты совершили 69 нападений с воздуха. Пришлось применять специальные меры работы трамвая для обеспечения безопасности пассажиров и сохранения самого подвижного состава.
Для предотвращения тяжёлых последствий бомбардировок 132 трамвайные остановки были перенесены. Вместо сдвоенных составов на линию выходили преимущественно одиночные вагоны, а маршрут движения чередовался по параллельным улицам. По сигналу тревоги водители старались или уехать из опасной зоны, или остановить трамвай и увести пассажиров в укрытие.

По указанию Военного Совета Ленинградского фронта в трамвайном парке им. Смирнова был построен бронированный вагон № 2435 с пулеметными амбразурами, на случай если бы пришлось вести оборонительные бои на улицах города. Броню для вагона поставил Ленинградский Металлический завод.
В цехах трамвайных парков изготовлялись для нужд фронта термит, противотанковые ежи, холодное оружие, детали для мин.
От бомбежек и артобстрелов была сметена контактная сеть в Кировском районе. Сохранилось несколько документальных свидетельств о том, как транспортное движение в этом районе было налажено. Начальник МПВО Кировского района писал: «Трамваи в районе не ходили, так же как и во всем городе. Находчивые кировцы приспособили внутризаводской паровозик. Тоненьким таким голоском гудел паровозик. Еще только у Кировского завода гудит, а у Нарвских ворот уже улыбаются: „Едет, дорогой наш“… Прозвали его ласково: „Жди меня, и я вернусь“. Две-три платформы прицепит и везет наш старичок рабочих на заводы, грузы разные. До самого Автова ходил по трамвайным рельсам».
Парад военных трамваев на улицах современного Санкт-Петербурга © СПб ГУП «Горэлектротранс»

А вот еще одно свидетельство работницы Кировского завода: «В 1943 г. пустили трамвай от Нарвских ворот до моста у Кировского завода. Мы звали его „кукушка“, один вагон трамвая прицеплен к маленькому паровозу и ходил по одной линии взад и вперед, и немцы старались попасть в трамвай и попадали. Мы очень часто попадали под обстрелы, бывало, заползешь в воронку, горячую от снаряда, и лежишь там, пока не прекратится обстрел на какое-то время».
В 1943 году была большая проблема с деталями трамвая. Сорока М. Х. предложил просить помощи у работающих в Ленинграде заводов. На просьбу откликнулись заводы №  №  12, 218, завод им. Кулакова. Коллектив Управления работал без выходных и праздничных дней, помогая горожанам наладить жизнь.
С февраля 1944 г. началась подготовка к возобновлению работы городского троллейбуса, прерванной 8 декабря 1941 г. Было восстановлено 64 км контактной сети, подготовлено 40 машин (не все сразу смогли выйти на линию — сказывалась нехватка водителей).

24 мая 1944 г., после 29-месячного перерыва, заработали 2 троллейбусных маршрута — 1 и 4. До конца 1944 г. троллейбусом было перевезено в городе более 9 млн. пассажиров.
Не многие знают о подготовке пуска троллейбуса по льду Ладожского озера. Зимой 1941-1942 годов было принято решение о прокладке по Ладоге троллейбусной трассы – будлера «Дороги жизни». После прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года решение было отменено.
За годы блокады был нанесен ущерб 5 трамвайным паркам, 3 подстанциям; 2 подстанции полностью выбыли из строя. Было зарегистрировано 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйства трамвая, разрушивших полностью 69 км. трамвайных путей, а на контактной сети произошло 980 разруше-ний. Повреждено 101 км кабельной сети, контактная троллейбусная сеть была разрушена полностью, примерно 127 км. Повреждено 1065 и полностью уничтожено 153 трамвайных вагонов, разбито 13 троллейбусов и 25 зданий.
Большие потери были и в личном составе Трамвайно-троллейбусного управления. За 1941-1944 годы было уволено «по причине смерти» 3177 человек; как «без вести пропавшие» — 71 человек. На рабочих местах за этот период было убито 77, а число раненых и контуженых составило более 274 человек, ушло в РККА 3190 человек.
После снятия блокады города в январе 1944 г. было введено в строй ещё
9 трамвайных маршрутов, это — 1, 2, 4, 5, 6, 15, 22, 27, 29. Необходимо было обеспечивать стремительно растущую транспортную потребность возвращавшегося из эвакуации городского населения: в течение 1944 г. число жителей города увеличилось — с 372 до 930 тысяч человек.
Люди… От них по прежнему зависело многое. Они водили трамваи и восстанавливали вагоны, ремонтировали пути и возрождали подстанции.
Под руководством М.Х. Сороки руководители подразделений ТТУЛ осуществляли повседневную заботу о трамвайщиках. С начала войны четко была проведена эвакуация двух эшелонов с детьми и членами семей трамвайщиков. Постоянно работала медицинская часть: центральная поликлиника и круглосуточно работающие в парках амбулатории и здравпункты. В 1942 году был организован лечебный стационар на 400 мест; созданы огороды для поддержки питания людей. В столовых парков до работы и после нее можно было получить горячее питание. Оставшиеся с родителями дети посещали детские сады. Начиная с лета 1943 года подростки отдыхали в пионерском лагере и домах отдыха. Всю войну трамвайщики были обеспечены теплой обувью. Валяльный цех, превращенный в фабрику, снабжал валенками войска Ленинградского фронта и организации города.
Самоотверженный повседневный труд трамвайщиков был должным образом оценен Родиной: 285 из них были награждены в 1943 году медалью «За оборону Ленинграда“, а 74 –получили ордена и медали СССР год спустя.
Сегодня празднуется 65 лет со дня сообщения о Победе в Великой Отечественной войне.
Впечатление об этом сообщении по радио в далеком 1945 году пишет М.Х Сорока:» 9 мая в 2 час 10 минут было сообщено о победоносном завершении Великой Отечественной войны. По радио передавали военные марши. К пяти часам утра на городских магистралях было столько людей, что казалось весь Ленинград вышел на демонстрацию. Трамваи звонками пробовали проложить себе дорогу среди многотысячных толп, но это было почти невозможно…
Митинги возникали стихийно. Людям просто необходимо было излить свои чувства. 9 мая было объявлено выходным днем, но в трамвайные парки, в депо и на подстанции пришли те, кому не следовало выходить на смену. Им хотелось в эти незабываемые часы и минуты быть рядом с товарищами. Город наполнился музыкой. С круживших над жилыми кварталами самолетов разбрасывали листовки. Восторженными криками «ура“, аплодисментами, цветами встречали марширующие по проспектам части Ленинградского гарнизона, курсантов военных училищ. А вечером ленинградское светлое небо расцвело праздничным фейерверком».
В одном из своих интервью Михаил Хрисанфович Сорока говорил: «Я не очень-то люблю без особой надобности употреблять так называемые „громкие слова“, но для того, что в дни Великой Отечественной совершили ленинградские трамвайщики, никакого иного определения, как подвиг, не подберу…».
В книге М.Х. Сороки «Фронтовой трамвай“ приводятся такие данные: “ В осажденном Мадриде в 1937 году трамвай действовал лишь одну неделю. Стоило советским войскам весной 1945 года окружить Берлин, и движение на городских магистралях тотчас замерло. В Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай трудился восемьсот одиннадцать!».
Это был коллективный подвиг тысяч людей.
В год 100-летия трамвая исполнилась мечта М.Х. Сороки, о которой он писал в своей книге «Фронтовой трамвай»: поставить в Ленинграде памятник «Блокадному трамваю».
Памятник – вагон «Блокадный трамвай» встал на пьедестал в 2007 году.
В сборнике стихотворений «Гимн трамваю» (2007) блокадник, поэт Анатолий Молчанов, поместил такие строки:
Стихи посвящены памятнику «Блокадный трамвай»,открытому 8 сентября 2007 года у Трамвайного парка №      8 им.Котлякова.
Возле дота, возле танка,
Где пылал передний край,
Встал на вечную стоянку
Старый питерский трамвай.
Встал заслуженно, по праву
В ряд с героями войны,
Встал на вахту вечной славы
На виду у всей страны.
Отдавая дань подвигу трамвайщиков в годы Великой Отечественной войны, Управление «Горэлектротранс» подготовило и издало совместно с издательством «Лики России» книги: «Ленинградский трамвай. 1941 – 1945» и «Книгу памяти». Обе они вышли в год пятидесятилетия Победы – 1995 году. К семидесятилетию открытия троллейбусного движения была выпущена книга «Ленинградский Петербургский троллейбус» (2006 г.). Информация о людях, работавших в годы войны на предприятиях трамвая, продолжает собираться и уточняться.
Немало свидетельств мужества и героизма трамвайщиков отложилось на страницах приказов и распоряжений, отчетов и докладных записок, а также в воспоминаниях участников событий. Фамилии этих людей читатель найдет в материалах, представленных в этих книгах.

Материал подготовлен сотрудниками Архива СПб ГУП «Горэлектротранс». Фотодокументы из ЦГАКФФД и личного архива Сороки М. Х. предоставлены Архивом СПб ГУП «Горэлектротранс»
10.12.2018 - 11:30