Пропаганда и агитация в годы блокады

 

Объявление 22 июня 1941 года о нападении фашистской Германии на Советский Союз изменило жизнь всех советских людей. Расставание с близкими, уходящими в Красную армию, в народное ополчение, в партизанские отряды; сообщения об отступлении и потере городов, эвакуация на восток промышленных предприятий, учреждений, детей, введение военного положения — все это, не смотря на утверждение власти о неизбежности скорой победы, сеяло сомнение в правдивость советской пропаганды, порождало растерянность. Партии и Правительству необходимо было срочно перестраивать идеологическую работу на фронте и в тылу с тем, чтобы решить военно-политические и хозяйственные задачи, поддержать и укрепить моральный дух народа, как один из решающих факторов достижения победы над врагом. С первых дней войны идеологической работе был придан невиданный размах.
Коммунистическая партия держала курс на обеспечение морально-политической победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Ленинградские Обком и Горком ВКП (б) совместно с Военным Советом Ленфронта четко следовал Постановлениям, Решениям, Директивам Центрального Комитета партии и Государственного Комитета Обороны, воплощая их в соответствии с обстановкой, складывающейся в городе и области.
Настоящая война обрушилась на Ленинград 8 сентября 1941 года. В этот день над городом с ужасающим воем кружились армады самолетов противника, сбрасывая тысячи зажигательных бомб. Беспрерывно звучали сигналы воздушной тревоги, самолеты, отбомбившись, улетали, а в небо поднимались клубы дыма пожаров. В этот же день фашисты захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Многомиллионный город оказался в блокаде. 900 дней фашисты изуверски медленно уничтожали город и горожан. В безоружных детей, женщин, стариков стреляли из пушек всех калибров, на их головы и дома, детсады, школы, больницы, театры и музеи сбрасывали бомбы и листовки, призывающие не оказывать сопротивления.
 

В результате обстрелов, бомбежек, начавшегося вскоре голода, а потом и небывалого в истории города холода, началась массовая гибель населения.
Перед ленинградской партийной организацией встало множество почти неразрешимых задач. Но самая главная — заставить людей поверить, что Ленинград выстоит и победит, что ленинградцы продолжают оставаться неотъемлемой частью всего советского народа, что с ними вся страна, что помощь придет и наступит долгожданный день Победы. Убедить, вдохновить, зажечь сердца, преодолеть страх и растерянность, дойти до сердца каждого на это были направлены все средства идеологической работы — печать, радио, наглядная агитация, лекции, доклады, беседы, митинги, собрания, литература, театр, музыка, кино, физкультура и спорт, церковь. И как отклик на влияние этой работы, что шло уже от сердца народа, ответное движение — доблестный труд, тесные шефские связи фронта и тыла, массовый сбор средств в фонд обороны и подарков воинам, организация фондов помощи, отправка эшелонов с продовольствием для Ленинграда, обмен делегациями и письмами, наказы воинам, сбор средств на строительство именных танковых колонн, эскадрильи самолетов.
Важнейшим средством идеологической работы являлась партийная и советская печать. Основным печатным органом была газета «Правда», на страницах которой публиковались военно-политические документы, статьи и речи руководителей партии, государства и военных деятелей с глубоким анализом происходивших событий, сводки из действующей армии. Большое место в газете занимали материалы о работе тружеников тыла, всенародной борьбе по ту сторону фронта. Всю войну и блокаду в Ленинград доставлялись самолетами матрицы центральных газет и печатались «Правда», «Известия», «Красная Звезда». Главные положения центральных газет излагались на страницах местной печати — «Ленинградской Правды», «На страже Родины», «Смены», которые только в самые тяжелые месяцы 1941-1942 года выходили на бумаге узкого формата на двух полосах, а «Смена» в радиоизложении. Героическими усилиями немногочисленных работников редакций и типографий удавалось обеспечить выход центральных и ленинградских газет даже в самые тяжелые дни зимы 1941-42 гг.
 

Как источники информации о положении на фронтах и в стране, газеты и радио имели для ленинградцев первостепенное значение, так как давали представление о ходе боевых действий, о сроках снятия блокады, о прекращении голода. У газетных киосков ежедневно собирались очереди.
Особенно велика потребность в газетах, информации была у тех, кто не мог выйти из дома. Поэтому в ежедневных дневниковых записях встречаются записи об их отсутствии.
«7/1-42 г. … Ни писем, ни газет. Живу сообщениями по радио. Видимо наш наступательный порыв замедляется, особенно затягивается прорыв Л-ской блокады. …»
В годы блокады сохранялась подписка на газеты. Из дневника блокадника В.Кулябко:
«161 — 42 г. …Газет тоже нет, в счет подписки прислали первые 3 номера января — как показатель, что подписка принята, ну а высылать — значит, можно и не высылать и даже не извещать, когда же будут высылать. …».
Типографии города печатали более сорока заводских, ведомственных, армейских газет, и журналов регулярно помещавших сводки Совинформбюро, публицистические материалы, выступления и статьи руководителей партии и правительства, членов ЦК и секретарей обкома, горкома, военных и советских работников, в которых также звучал голос партии, призывавшей народ умножить силы в борьбе с фашистскими захватчиками.
Не остались без внимания жители Ленинградской области, оставшиеся на захваченной врагом территории. Для них издавали и распространяли в тылу противника большое количество листовок, плакатов, обращений и других печатных материалов. Регулярное информирование советских людей, оказавшихся в оккупации, о событиях на фронте и в стране, о международном положении, укрепляло в них уверенность в скором освобождении, противопоставлялось пропаганде врага, способствовало усилению партизанской борьбы.

       

С целью усиления агитационно-массовой работы среди воинов нерусской национальности газета «На страже Родины» выходила на татарском и казахском языках. Был организован систематический выпуск брошюр, плакатов, листовок, лозунгов на национальных языках.
 

В Ленинграде широкое распространение получили малые формы плакатов — листовки и лозунги. Они обладали рядом преимуществ по сравнению с другими видами печатной продукции. Они были оперативнее. Листовки были разных видов: листовка-информация, листовки-приказы, листовки — обращения командования, листовка-стихотворение, листовки-воззвания, листовка-письмо, листовки-цитаты, листовка-уведомление и другие.
Приоритетное значение имели фронтовые листовки. Они выпускались в связи с важнейшими событиями на фронтах, посвящались воинам, совершившим подвиги, показывали на кого равняться, какими быть.
С начала войны по 1 января 1943 г. один только Лениздат выпустил 91 лозунг общим тиражом, достигающим 1 млн. экземпляров, 18 плакатов тиражом свыше 700 000 экземпляров и 35 листовок тиражом около 4 млн. экземпляров.

Разнообразна, изданная в годы блокады литература: классика (Маяковский, Толстой, Некрасов, Чехов, произведения ленинградских писателей и поэтов (Н.Тихонова, А.Прокофьева, О.Берггольц, В.Вишневского, В,Инбер, М.Дудина и др.), Серия изданий о русских ученых, писателях, художниках, полководцах «Гениальные люди русской нации»; фронтовые песенники, сборник «Русские народные песни». Серии брошюр: Смерть немецким оккупантам, Герои Отечественной войны Советского Союза, В помощь политруку, Из фронтовой жизни, Библиотечка журнала Красноармеец, Библиотека краснофлотца. В марте 1942 г. типография им. Володарского закончила печатание второй части первого тома «Истории музыкальной культуры» проф. Ленинградской консерватории Романа Ильича Грубера.
5 мая 1943 г. на общегородском торжественном собрании в честь Дня печати был подведен итог: за 22 месяца войны в городе выпущено 500 книг и брошюр тиражом, составляющим 20 с лишним миллионов экземпляров.
С 1942 г. начал выходить журнал «Ленинград», затем «Звезда». В 1943 г. подписаны к печати 3 первых номера журнала «Костер».
Печаталось множество открыток патриотической тематики, с песнями, видами города? плакатами, рисунками ленинградских художников, портретами героев и пр.
Еще более возросло в годы ВОВ значение важнейшего средства агитации и пропаганды -радио.
«Здесь, как в бреду, все было смещено,
здесь умирали, стряпали и ели
А те, кто мог еще вставать с постели
Пораньше утром, растемнив окно,
В кружок усевшись, перьями скрипели». (О.Берггольц)


«Нигде не значило радио так много, как в нашем городе во время войны! …Радио было почти единственным средством общения города со страной. Только по радио узнавала Россия, что делается в Ленинграде“. (Ольга Берггольц. “ Говорит Ленинград»). Радио позволило объединять в определенное и самое короткое время миллионы людей в один, напряженно слушающий коллектив. Главную роль в регулярной информации о событиях на фронте, в стране и за рубежом играло Советское информационное бюро.
С первых дней войны, каждый день, начиная с 5 час. 30 мин. утра и до полуночи, горожане, затаив дыхание, ждали очередных выпусков передачи последних известий «От советского Информбюро…». Главная передача последних известий начиналась в 20 часов и продолжалась нередко до 20 минут «Последних известий». Одновременно было предложено передавать по радио возможно больше материалов из газет. Ни на минуту не прекращало работу ленинградское радио: стук метронома и, сигналы воздушной тревоги сменялись — пламенными речами Всеволода Вишневского и Николая Тихонова. Первой блокадной зимой в полную силу зазвучал проникновенный голос Ольги Берггольц — «военной музы» Ленинграда. Всеволод Вишневский (по воспоминаниям современников) обладал уникальным ораторским талантом. После его выступлений люди готовы были идти в огонь и в воду, выполнять любое задание Родины.
Исходя из драматической военной ситуации, с 20 августа 1941 г., по рекомендации Горкома партии, из передач радио была снята музыка, уменьшены литературные и детские передачи. И только по настоятельным просьбам горожан и воинов, в декабре музыкальное и художественное вещание восстановили.
По указанию ЦК ВКП (б) осенью 1941 г. были организованы радиопередачи из осажденных врагом Одессы, Ленинграда, Севастополя. В этих передачах участвовали руководители партийных организаций, воины, рабочие, писатели, в них рассказывалось о суровых военных буднях трудящихся осажденных городов, о подвигах его защитников. Первая передача состоялась 6 сентября из Ленинграда. Она транслировалась всеми радиостанциями Советского Союза.
На радио появились новые передачи: Письма с фронта, контрпропаганда на финском и немецком языках, репортажи фронтовой редакции, радиомитинги, обращение деятелей науки и искусства к населению и воинам, красноармейская радиогазета, репортажи из заводских цехов, радиоречи — обращения к гражданам как к близким и родным.
 

Студентки железнодорожного и учетно-экономического техникумов, находящиеся на оборонных работах, читают газеты во время перерыва. ©СПбГУК «Музей обороны и блокады Ленинграда»

Много внимания Центральный Комитет ВКП (б) и местные партийные органы уделяли устной пропаганде и агитации. Она охватывала всех трудящихся и была одним из главных средств мобилизации их на самоотверженный труд во имя победы.
Широкое распространение получили групповые и индивидуальные беседы, коллективные читки газет, проводившиеся самой многочисленной армией идеологических бойцов партии — агитаторами. На мобилизационных пунктах, в цехах предприятий, в подразделениях и боевых частях кораблей, в госпиталях, общежитиях, красных уголках домов вокруг агитаторов собирались группы людей.
Специфической особенностью Ленинграда, как прифронтового города стало введение 22 июля 1941 г. института политорганизаторов домохозяйств. Они осуществляли с помощью актива всю массово-политическую работу среди жильцов, обеспечивали проведение в жизнь всех правительственных мероприятий и распоряжений местных властей. В бомбоубежищах и Красных уголках разъясняли все важнейшие решения, связанные с обороной города: введение обязательных работ, карточной системы, обеспечение общественного порядка и т.п.

Важнейшими задачами агитации и пропаганды стали
воспитание высокой бдительности, борьба за соблюдение должного порядка в городе, воспитание в советском народе непримиримости к болтунам, распространяющим слухи, и паникерам.
воспитание населения в духе советского патриотизма — источника несгибаемой стойкости и мужества народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В этой работе основополагающим был тезис о том, что народы СССР в войне отстаивали не просто территорию страны, а прежде всего родную Советскую власть, самый справедливый в мире общественный строй — социализм.
пропаганда подвигов защитников Родины на фронте, в партизанских отрядах, подполье, и героическая работа в тылу тысяч и тысяч советских людей. Объяснялось, что вклад каждого в победу над германским фашизмом был бесценен.
воспитание у советского народа ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Для этого в агитационно-пропагандистской работе широко использовались многочисленные факты чудовищных преступлений гитлеровских вандалов, массового истребления ими советских людей. В печати, радиопередачах, в беседах и докладах раскрывалось звериное лицо фашистских агрессоров, разъяснялись сообщения Совинформбюро и ноты Советского правительства о кровавых злодеяниях врага. Выдвинутый партией лозунг «Смерть немецким оккупантам!» стал лозунгом масс, лозунгом действия. Он звал советских людей на беспощадную борьбу с гитлеровцами, посягнувшими на честь, свободу и независимость социалистической Родины
дальнейшее укрепление дружбы народов страны стало важным направлением идеологической деятельности, как одного из непременных источников крепости многонационального социалистического государства.
пропаганда выдающихся побед русского и советского оружия. С началом войны возникла острая необходимость вспомнить о мужестве предков, об их воинской славе.
 

Пропагандистская и агитационная работа среди различных категорий трудящихся проводилась с учетом специфики решаемых ими задач и условий их деятельности:
Партийные организации предприятий, учреждений, разъясняли рабочим, служащим их задачи в обеспечении фронта всем необходимым для достижения победы над врагом.
Уходящих на фронт настраивали на личную ответственность за судьбу Советской Родины, и родных, которые ждут их возвращения с победой, непоколебимую стойкость в боях, железную воинскую дисциплину и высокую организованность.
В частях и на кораблях широко пропагандировались решения партии и правительства, требования военной присяги, воинских уставов и приказов. Военные советы, командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации всемерно заботились об укреплении у личного состава уверенности в силе советского оружия, в победе над ненавистным врагом, в популяризации отличившихся в боях, широком распространении их боевого опыта.
Целеустремленная, направленная на объединение в едином стремлении победить врага идеологическая работа сплачивала население Ленинграда и воинов Ленфронта. Как и все советские люди, они с огромным подъемом участвовали в митингах и собраниях, организованных в связи с важнейшими политическими и военными событиями: разгромом фашистских войск под Москвой, 25-й годовщиной Великого Октября, победой под Сталинградом и другими. В едином порыве принимались обращения, заявления, заверения Партии и Правительству в том, что не пожалеют ни сил, ни средств для Победы.

Ленинградцы, как и весь советский народ, участвовали в патриотическом движении — сборе средств в фонд обороны страны и на строительство боевой техники и вооружения Краской Армии.
 

В городе-фронте Ленинграде сложились особенно тесные шефские связи коллективов предприятий, воинских частей и экипажей кораблей Балтфлота. Делегации рабочих выезжали с подарками бойцам на передовую, а воины посещали заводы, благодарили за отремонтированную и новую технику, вызывали на соревнование. На Большой земле во многих республиках и городах были созданы Фонды помощи блокадному Ленинграду. Со всего Советского Союза прибывали делегации с подарками, отправлялись приветственные письма со словами поддержки.

удожник В. А.Серов заканчивает работу над плакатом «Били, бьём, будем бить». ©СПбГУК «Музей обороны и блокады Ленинграда»

Художники
Ленинградский Союз художников с первого дня войны стал штабом по наглядно-массовой изобразительной агитации. Делались десятки и сотни рисунков для газет, сотни листовок, лозунгов, плакатов. Большинство их обратилось к наиболее оперативному жанру — плакату, одному из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ. Политический плакат, выполнял задачи наглядной пропаганды и агитации.
Плакаты военного времени стали не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. В них, как и в других средствах массовой информации формировался героический образ бойца Красной армии. В противовес ему создавался образ немецкого солдата, который представлял собой жалкое, унылое и пугливое существо, получающее по заслугам. Кроме повседневной агитационной работы, художники продолжали творить вне агитационной тематики. Собственные настроения и чувства художники выразили и в больших сериях картин, литографий, акварелей, ксилографий, скульптур — каждая из которых стала зримым образом — правдивой летописи жизни блокадного Ленинграда.

Особое значение в воспитательной работе среди масс имели такие виды агитационного искусства, как политический и военный плакат, карикатура, сатирические «Окна ТАСС», «Боевой Карандаш»
Осенью 1942 г. Исполком Ленгорсовета и Политуправление Ленфронта постановили торжественно оформить места захоронений Александра Невского, Суворова, Кутузова и Петра Первого. У праха великих русских полководцев должны были присягать на верность Отчизне бойцы вновь организованных частей Красной Армии. Работу выполнили Н.Суетин, А.Лепорская, Л.Рончевская, М.Островская.
 

В годы войны в Ленинграде прошло множество художественных выставок, в которых участвовали наравне с художниками профессионалами художники-фронтовики — на улицах, в Доме Красной Армии, в Доме Флота, в ЛССХе, в госпиталях, Домах Культуры, в Академии художеств.

И самая грандиозная выставка «Героическая оборона Ленинграда» была создана за полгода и открыта в апреле 1944 г. в Соляном городке. В создании экспозиции приняли участие почти все художники Ленинграда и художники-фронтовики, специально отозванные из воинских частей.

Задачам мобилизации масс на отпор врагу была подчинена и наглядная агитация. Широкое распространение получили такие ее формы и средства, как «Доска информации», «Дневник соревнования», плакаты-молнии. Многие художники считали, что плакатами нужно насытить город, превратить Ленинград в выставку под открытым небом. Большие панно появились на стенах города, на трассах, по которым шли ленинградцы.

Студент архитектурного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры С.Б.Сперанский (справа), вернувшийся после ранения на фронте на факультет для защиты дипломной работы «Проект библиотеки Академии наук“ на консультации у профессора факультета

Художники писали панно с плакатов, картин. Было создано много десятков декоративных панно в пятьдесят-восемьдесят метров. Скульпторы создавали барельефные плакаты.
В декабре 1941 г. а Академии художеств состоялась защита тридцати восьми дипломных работ студентами, некоторые из которых, специально для этого, были отозваны с фронта.
 

Музыка
Большой симфонический оркестр и хор Радиокомитета под управлением К.И.Элиасберга не были эвакуированы. 2-3 раза в неделю в эфир давали концерты из радиостудии. С 12 октября начали давать симфонические вечера в Филармонии взамен эвакуированного симфонического коллектива. В декабре из-за массовой болезни и гибели от голода оркестрантов и отсутствия электричества концерты прекратились. Но уже в марте 1942 г. воссозданный коллектив провел первые репетиции и 5 апреля в Пушкинском театре прошел первый концерт, открывший серию (уже не прекращавшихся до конца блокады) филармонических концертов. Венцом, которых стало исполнение 9 августа 1942 года в Большом зале ленинградской Филармонии Седьмой симфонии Д. Шостаковича, которую он начал создавать в осажденном врагом Ленинграде. Это стало событием не только музыкальной жизни Ленинграда, но и всего мира. В «умирающем», по утверждению фашистской пропаганды, городе звучала великолепная симфония (названная затем Ленинградской, ставшая жемчужиной советской музыки). Благодаря героическим усилиям инженеров Радиокомитета, установившим аппаратуру в зале Филармонии это событие стало и мировым достоянием. Невозможно переоценить идеологическое и политическое значение этого концерта.

В конце второго военного года в Ленинграде начались гастроли известных московских музыкантов: Э.Гилельса, Д.Ойстраха, Я.Зака, Л.Оборина, С.Кнушевицкого, Я.Флиера и др.
Мобилизации духовных сил народа на самоотверженную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками своим вдохновенным трудом способствовали ленинградские композиторы. В музыке наиболее распространенными стали патриотические и лирические песни В. Соловьева-Седого, Г.Носова, К.Листова, В.Томилина, Б.Гольца, Ю.Кочурова и других. Ленинградский союз композиторов на протяжении всей блокады регулярно проводил конкурсы на лучшие сочинения, а чаще всего на наиболее популярные песню и марши. Над крупными произведениями работали В.Богданов-Березовский, Б.Асафьев, Г.Попов, А.Ходжа-Эйнатов, О.Евлахов.
Музыка выступала все более широким фронтом. 18 января 1943 года, в незабываемый день прорыва блокады, радио «пело и говорило до ранней зари» (О. Берггольц).

В праздничных концертах и спектаклях тех дней проявилось ликование и исполнителей, и слушателей. Воодушевление охватывало и композиторов — они выходили за рамки только песенного жанра, работали также над крупными формами, вплоть до опер и балетов, в которых славились героизм и мужество защитников Ленинграда, воспевалась грядущая Победа.
«Война имеет конец, музыка бессмертна, в ней жизнь, а жизнь продлится еще долгие века», — писал боец Ленфронта Л.Горецкий (мечтавший стать композитором) в сентябре 1942 г.

Большое влияние на духовный облик советского человека оказывало кино — наиболее массовый вид искусства. Деятели советского кино основное внимание уделяли кинохронике, репортажу, публицистическим документальным фильмам. Уже в конце июля на экранах появились первые киносборники новелл. Киносборники рассказывали о событиях на фронте и в тылу. Содержали сатиру на фашистов, поднимали настроение, вливали новые силы.
 

епертуар кино и театров Ленинграда 17 июня 1943 г.

Киностудией «Ленфильм» до эвакуации, были сняты киноплакаты «Подруги, на фронт!» (реж. В.Эйсымонт) и «Чапаев с нами» (реж. В.Петров), сюжеты для «Боевых киносборников». В 1942 году группа Ленфильма проводила съемки к/ф «Варежки». Съемки велись в Осиновце, на кораблях Ладожской военной флотилии. Был снят документальный фильм «Ладога».
Ленинградские хроникеры объединились в киногруппы для создания «Фронтовой кинохроники». Операторы были направлены на фронт для съемок боевых действий. На киностудии «Лентехфильм» создавались учебные фильмы в помощь Всевобучу.
В октябре 1941 г. по решению Ленинградского горкома партии начались съемки фильма о защитниках невской твердыни. Вскоре на экранах появилась одна из лучших документальных кинокартин периода войны — «Ленинград в борьбе». В блокадном городе действовали два десятка кинотеатров. Демонстрировались патриотические и художественные фильмы, кинохроника, кинорепортажи, публицистические документальные фильмы.

Ленинский комсомол
Неоценимую помощь Партии и местным властям в заботе и моральной поддержке населения оказали комсомольцы. Особенную признательность населения получили комсомольские бытовые отряды. Усталые и изнуренные бойцы, преимущественно девушки, поднимаясь по обледенелым лестницам, обходили квартиру за квартирой. Они приносили с собой заботу о людях, тепло и участие. Обмороженными и распухшими от голода руками они заготовляли дрова, растапливали «буржуйки», приносили с Невы воду, обеды из столовой, мыли полы, стирали белье. Истощенные, обессиленные ленинградцы переставали чувствовать себя одинокими и выражали признательность и благодарность. По заданию Горкома, комсомольцы провели большую работу по выявлению безнадзорных, осиротевших детей и определению их в детские дома.

Не были оставлены без внимания дети и подростки. К ним были обращены радиопередачи. Для них печатались странички в газете «Смена». Возобновился выпуск журнала «Костер». Выпускались брошюры и открытки о пионерах-героях, печатались детские книжки. Проводились новогодние праздники, праздники выпускников школ, Олимпиады, слеты, спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности.

Детей Ленинграда блокада рано сделала повзрослевшими и ответственными. Они делами доказывали свое желание внести лепту в борьбу с врагом: участвовали в оборонных работах, вставали к станкам на заводах, входили в группы самозащиты МПВО, помогали семьям красноармейцев, давали концерты в госпиталях, писали письма для раненых, собирали металлолом, разносили письма и повестки, работали в совхозах, собирали подарки для фронта.
Из сборника церковных документов «Русская православная церковь и Великая Отечественная война»

Церковь
В дни войны Церковь заняла патриотическую позицию, лояльную советскому государству.
«Весь период блокады в осажденном Ленинграде действовали десять православных храмов… Религиозный фактор сыграл существенную роль в обороне города. Действовавшие во время блокады православные храмы способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев.
Проявления патриотической деятельности Церкви были очень многообразны: морально-нравственное влияние — обращения, проповеди; сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды, продуктов в фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие в партизанском движении; помощь раненым бойцам шефством над госпиталями и созданием санитарных пунктов; участие в сооружении оборонительных укреплений, организации противовоздушной обороны и т.д. Личным примером духовенство призывало народ к мобилизации всех сил в помощь обороне и укреплению тыла.

Это не могли не учитывать ленинградские власти, их церковная политика претерпела изменения еще до произошедшей осенью 1943 года кардинальной перемены общегосударственного курса. Для причастий и выпечки просфир церковь получала вино и муку. За патриотическую деятельность священнослужители были награждены медалями „За оборону Ленинграда“
Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. При этом особенно значительную роль играл собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте. В первые месяцы после начала войны — в июле-августе — антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 года в здании устроили выставку „Героическое прошлое русского народа“. Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре — на его колоннаде. С 1942 года в Казанском соборе была развернута выставка „Отечественная война 1812 года“, которую активно посещали делегации с фронта. На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы… Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова и возлагали на нее цветы…» (из М.Шкаровский «Патриотическая работа в храмах блокадного Ленинграда» 2011 г)
 

Священнослужители Ленинграда. октябрь 1943 г. Сидят (слева направо) протоиерей М. Славнитский; протоиерей П. Тарасов; архиепископ Григорий (Чуков); митрополит Алексий (Симанский); протоиерей В. Румянцев; протоиерей Н. Ломакин; протоиерей Ф. Поляков. Стоят

Зимой 1941-42 гг. подвалы Ленинградской Большой Хоральной Синагоги использовались под бомбоубежище. В помещениях малого зала синагоги жизнь не угасала, молитвы и некоторые обряды проводились в субботние и праздничные дни. Община регулярно делала денежные взносы в фонд обороны. Власти выдавали муку для выпечки мацы.
Католическая церковь Лурдской Божией Матери (французская) действовала в начале ВОВ до высылки настоятеля Мишеля Флорана. В блокаду богослужений не было, но верующим не запрещалось собираться для молитв.

Салют
В августе1943 года Москва начала салютовать победам на фронтах. Первый салют 12-ю залпами из 120-и орудий прогремел 5 августа в честь победы под Орлом и Белгородом.
27 января 1944 года, в честь завершения освобождения Ленинграда от вражеской блокады, Москва уступила Ленинграду честь салютовать этой великой победе. 24 залпа из 324 орудий отозвались радостью в сердцах миллионов людей во всех уголках планеты.
Война еще не кончилась. Но в том, что враг будет разбит, уже не сомневался никто. Моральная победа была одержана советским народом задолго до конца войны. Фашистская пропаганда потерпела фиаско. Ужасы блокады не сломили ленинградцев «Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!» - в этом были уверены все.Салют
 

У Кировского моста во время салюта в ознаменование полного освобождения города от вражеской блокады. 27 января 1944 г, ©СПбГУК «Музей обороны и блокады Ленинграда»

Листовки
Над городом
Фашистские листовки: 
«Сдавайтесь
И свергайте комиссаров!»
Нам обещают
Жизнь без голодовки,
Покой
Взамен блокадного кошмара.
Им не понять,
Что люди
Здесь в кольце,
Солдат и комиссар -
В одном лице.
Юрий Воронов

Список литературы:

1. Ленинград в осаде Сборник документов, Лики России, СПб 1995

2. Никифоровская И.В. Художники осажденного города // Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны// «Искусство» Ленинградское отделение, 1985.

3. Паперная Н.Н. сборник Подвиг века Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, Л, Лениздат, 1969

4. Художники города-фронта Воспоминания и дневники ленинградских художников, редактор-составитель И.А.Бродский, Л., «художник РСФСР», 1973

5. Художники Ленинграда в годы блокады, Л., 1965.

 
 

Ирина Муравьева
10.12.2018 - 08:22