Ошибка или подвиг: почему замкнулось блокадное кольцо

 
Фонды Пожарно-технической выставки им. Б.И. Кончаева Главного управления МЧС России по Спб

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. Этому трагическому событию предшествовали долгие бои, героическая оборона советских солдат и неоднократные ошибки обеих воюющих сторон. Как город оказался в немецком окружении почти на 900 дней, рассказал в студии Города+ историк, исследователь, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН Вячеслав Мосунов.

«По большому счету, в сентябре 1941 имели место и подвиги, и трагедии, и предательства, и ошибки, и глупость. Это был настолько насыщенный событиями период истории, что отделить одно от другого уже нельзя. Я думаю, настало время говорить обо всем этом открыто. Надо сказать, что начало войны для Ленинградского военного округа, позже ставшего Северным фронтом, а потом разделенного на Карельский и Ленинградский фронты, шло практически по плану. Мы не попали под достаточно внезапный первый удар и получили возможность мобилизоваться», – говорит эксперт.

С июня по август 1941 года Ленинградский ВО действовал по заранее продуманному и утвержденному руководством страны оборонному плану. Это был самый большой приграничный военный округ Советского Союза. На момент начала войны он занимал почти треть всего советско-германского фронта. При этом основная часть защитных вооруженных сил концентрировалась вокруг Москвы, а ленинградское направление испытывало недостаток солдат. Стычки с финнами на Карельском перешейке осложняли ситуацию к северу от города.

Кроме того, нарастало противоречие между политическими решениями и реальным положением дел на фронте. Несмотря на очень тяжелую оперативную обстановку на Карельском перешейке, 23 армии запрещали отход. В итоге финны прижали наши силы к Ладоге. Затем случилась Выборгская катастрофа, в которой множество советских солдат буквально попали в мышеловку. Эта потеря сильно сказалась на дальнейшем ходе истории. По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. Но думать об этом нужно было еще в июле 1941 года, при подготовке к обороне. Однако личные амбиции Финляндии впоследствии несколько облегчили положение Ленинграда.

«Финны были ориентированы только на Карельское направление. Они принимали участие в блокаде с северной стороны, но не хотели идти дальше и поддерживать немцев. Интересно, что последние их выпады перед отказом от войны с СССР были сделаны уже тогда, когда Гитлер буквально погрозил им пальчиком», – объясняет историк.

Критической точкой для судьбы Северной столицы стало падение Прибалтийского военного округа в первые же месяцы войны. С севера уже велись бои с финнами, а с юга пришлось экстренно вводить в дело промежуточную линию обороны – Лужский рубеж и Красногвардейский укрепрайон. Центральное руководство страны попыталось создать общее командование северо-западного направления, но координация сил все равно страдала. Когда немцев остановили на Лужском рубеже, у них еще оставалась свобода маневра. Конечно, план «быстрой войны» Барбаросса потерпел неудачу, но немцы все еще могли свободно выбирать, куда ударить.

Фонды Пожарно-технической выставки им. Б.И. Кончаева Главного управления МЧС России по Спб

В июле 1941 года враг принял решение. Немцы вели аэрофотосъемку и изучали довоенные путеводители, поэтому прекрасно представляли, с чем они столкнутся в Ленинграде. Вместо того чтобы превращать его во второй Сталинград и ввязываться в открытую, заведомо обреченную попытку захвата, немцы задумали окружить город кольцом. Не прекращая отвлекающее наступление на южный фронт, Гитлер стал стягивать основные силы на севере страны. Он перебросил несколько узловых железнодорожных станций и 39 моторизованный корпус к Лужскому рубежу. Советское командование упустило момент перегруппировки. В итоге рубеж пал, и только в 20-х числах августа стало понятно, что Ленинград оказался в практически замкнутом кольце.

«17-20 августа в горкоме Ленинграда и в Москве осознали, что до полного окружения города остаются считанные дни. Перед руководством встала срочная задача обеспечить снабжение Северной столицы. На тот момент для связи города с остальной страной осталась всего одна достаточно слабая железнодорожная ветка – через Мгу на Вологду и Череповец. Комиссия государственного комитета обороны в спешке назначила Шлиссельбург главной базой снабжения города. К счастью, осуществить этот план не успели, иначе все припасы попали бы в руки противника», – комментирует ситуацию Вячеслав Мосунов.

Штаб группы армий «Север» разработал такой план окружения города, который вообще не предусматривал бои в плотной городской застройке. Это было оцепление по ближним границам. Советские солдаты доблестно отстаивали каждый метр земли, поэтому немцы так и не смогли осуществить задуманную переправу через Неву. За участок около Шлиссельбурга, чуть южнее будущего Кировска, шли особенно ожесточенные сражения. Немцы стремились замкнуть кольцо, а русские военачальники все еще старались выполнить приказ Сталина и наладить снабжение города через Шлиссельбург. 8 сентября рубеж все-таки пал.

Немцы оказались под стенами города, что позволило им делать артиллерийские налеты. Сперва они ориентировались на архитектурные доминанты. Одной из них был Исаакиевский собор, поэтому его целенаправленно не разрушали, чтобы не потерять ориентир. К счастью для ленинградцев, до 1943 года немецкая артиллерия вынуждена была сидеть на голодном пайке. Боеприпасов поставлялось недостаточно для серьезных разрушений.

А уже через два дня после начала блокады, 10 сентября СССР предпринял попытку ее разрыва – Первую Синявинскую операцию. Маршал Григорий Кулик командовал 54 советской армией и старался уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку противника, чтобы осуществить снабжение города и контролировать Ладожские каналы. Сделать это ему не удалось, зато он смог выбить немцев из Гайтолово и отвлечь от бомбежки Кронштадта.

«Немцы рассчитывали быстро сжать кольцо окружения – например, захватить Пулковские высоты. Но это им, конечно, не удалось. Поэтому вся немецкая операция пошла не по плану. В Красногвардейске, на Колпинском направлении, западнее Гатчины, да и во многих других точках их серьезно потрепали. Да, они окружили город, но и сами понесли огромные потери и оказались не в самом лучшем положении», – рассказывает историк, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН Вячеслав Мосунов.

К концу сентября 1941 года Ленинград оставался окруженным. Тогда ни ленинградцы, ни немцы еще даже не подозревали, что это страшное противостояние продлится до января 1944. Однако Первая Синявинская операция не прошла даром. Фактически маршал Кулик подорвал самоуверенность Гитлера и спас Балтийский флот для продолжения Битвы за Ленинград. 20 сентября в штабе 18 немецкой армии фашисты всерьез обсуждали, что же им делать дальше. Кроме того, неудавшаяся советская освободительная операция позволила создать один из нескольких плацдармов борьбы – Невский пятачок. Благодаря отваге и стойкости русских солдат, народного ополчения и оставшихся в стенах города ленинградцев Северная столица выстояла и пережила почти два с половиной блокадных года.

Ленинград.Победа
03.09.2019 - 15:47