"Лейка", всегда готовая к бою

 
После артиллерийского обстрела. В больнице им. Рауфхуса. Фото Елены Эварт. Архив музея школы № 238 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Военный фотокорреспондент Елена Эварт. Архив музея школы № 238

«Войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи», - писал Константин Симонов о работе фронтовых фотокорреспондентов. Сам Симонов, военный журналист, написавший две знаменитые песни («Песню о военкорах» прославив Леонид Утесов, «Песенка о веселом репортере» стала со временем гимном многих журналистских факультетов) прекрасно представлял себе трудности этой профессии.
Военкоры и фотокорреспонденты не только писали и снимали, но и воевали плечом к плечу со своими героями. 
Всеволод Тарасевич сохранил записку военных лет: «Н–ку 8 переправы. Перевезти т. Тарасевича на ту сторону как можно быстрее.17.11.41 г.». На той переправе Невского пятачка, которая уносила жизни сотен бойцов, репортеру посчастливилось уцелеть. 

Фронтовые военные корреспонденты использовали отечественную модель фотоаппарата «ФЭД» — русскую «Лейку», как шутили они тогда. До 1945 года основным фотоматериалом служила черно-белая негативная кинопленка, закрученная в бобины и самостоятельно заряжаемая корреспондентами. 
Из воспоминаний Василия Аркашева, сотрудника газеты «Красноармейская правда»: «У наших фоторепортёров в годы войны не было хорошей аппаратуры со сменными телеобъективами, с помощью которых можно было бы снимать поле боя издали, поэтому приходилось самому двигаться к эпицентру событий. Далее чем на 30-35 метров от объекта съёмки удаляться было нельзя, естественно фотокорреспонденты очень рисковали…» 

Трудно было не только добыть хороший снимок, но и опубликовать его. В редакции из-за холода в типографии тоновое клише невозможно было печатать, фотографии приходилось обводить тушью и отбеливать химикатами. Получался штриховой рисунок, очень точный, который хорошо печатался. Если не было воды, растапливали снег, составляя проявитель. Многие фотографии чудом уцелели, поскольку по законам военного времени каждый кадр проходил жесткую цензуру, и после выбора нескольких сюжетов остальная часть пленки уничтожалась. 

 

Известность получили работы Евгения Халдея, Олега Кнорринга, Макса Альперта, Якова Халипа, Ивана Нарциссова, Георгия Зельмы, Бориса Игнатовича и многих других. 
Благодаря Александру Бродскому, Борису Васютинскому, Владимиру Капустину, Леониду Коровину,  Георгию Коновалову у нас есть возможность увидеть многое из того, что происходило в блокадном Ленинграде. Снимки ленинградских военных фотокорреспондентов - ДавидаТрахтенберга, Григория  Чертова, Василия Федосеева - неотъемлемая часть правдивого рассказа  о военных днях. Борис Кудояров, всю блокаду живший  в Ленинграде, сделал около 3000 кадров, многие из которых вошли в золотой фонд советской журналистики и фотоискусства. 
Женщин среди военных фотокоров было мало. Но они были, среди них известность получила Елена Эварт.
Великая Отечественная война застала Елену Эварт в Ленинграде, она принимала активное участие в оборонных работах, а в марте 1942 добровольно ушла на фронт фотокорреспондентом газеты «Удар по врагу» 42-й армии, располагавшейся на Пулковских высотах.

42-я армия была сформирована 1 сентября 1941 года на Ленинградском фронте, с 9 сентября во взаимодействии с 8-й и 55-й армиями вела ожесточенные оборонительные бои с соединениями немецкой группы армий «Север» на ближних подступах к Ленинграду.

Елена Эварт. Архив музея школы № 238
Снайпер Мария Кошкина. Фото Елены Эварт. Архив музея школы № 238

В результате противнику был нанесен большой урон, и 18 сентября он был остановлен. В последующем войска армии до января 1944 года прочно обороняли рубеж Лигово, Камень, южная окраина Пулково. 
Фотографии Елены Эварт отражают множество боевых эпизодов этого времени: атаки, переправы, минуты отдыха и наступления. Много раз сама была на передовой линии, снимала на пленку военные действия советских бойцов. Снимки печатались в газете ежедневно, за исключением одного дня, когда в городе не было электричества. 
Она любила делать портреты. Вот Мария Кошкина, девушка с задорной улыбкой, одна из лучших девушек-снайперов Ленинградского фронта. 15 марта 1943 года Мария убила 85-го фашиста. Это был ее последний снайперский выстрел: в этот же день ее тяжело ранило в правый глаз. Стрелять по-снайперски она уже больше не могла, но воевать продолжала: ходила в разведку, спасала раненых. 

В Ленинградско-Новгородской стратегической операции 42-я армия наступала из района Пулковских высот на Красное Село, Ропшу. Преодолевая упорное сопротивление противника, ее соединения и части 19 января штурмом овладели сильным узлом обороны — городом Красное Село, и к исходу этого дня соединились юго-восточнее Ропши с войсками 2-й ударной армии, завершив тем самым окружение остатков разгромленной группировки немецких войск в районе севернее Ропши и Красного Села. 

Утром 26 января 1944 года Гатчина была освобождена. К этому времени наши войска освободили Красное Село, Пушкин, Павловск.

Сохранился снимок Елены Эварт «День освобождения Гатчины». На нем мы видим жителей города, готовых восстанавливать его, возрождать из руин.
Снимала Елена Эварт и в блокадном Ленинграде. Во время одной из командировок в осажденный город Елена Эварт вместе с напарником – художником Александром Харшаком, также сотрудником газеты «Удар по врагу», оказалась в детской больнице имени Раухфуса. После недавней бомбежки в больнице было много раненых детей. Там и встретился им четырехлетний мальчик с забинтованной головой и печальным взглядом - Гена Микулинас. Он был ранен во время артобстрела, тогда же была убита его мама. 
Эварт сфотографировала мальчика на пленку, а ее напарник зарисовал испуганного ребенка. Фото мальчика напечатали в газете «Удар по врагу», отец Гены, воевавший на Ленинградском фронте, увидел эту фотографию в газете и узнал о том, что его сын жив и находится в больнице имени Раухфуса. 

День освобождения Гатчины. Фото Елены Эварт. Архив музея школы № 238

Рисунок Александра Харшака был представлен на проходившей в 1943 году выставке работ художников-фронтовиков. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны художник на основе рисунка "За что?" создал офорт, признанный одной из вершин российской графики ХХ столетия. И рисунок, и офорт, а также почтовая карточка, созданная на основе рисунка, хранятся в Русском музее. 
После освобождения Ленинграда от вражеской блокады Елена Эварт продолжает работать фотокорреспондентом в ЛенТАСС. 
Ленинградское Отделение в 1945 году работало в следующих направлениях: для ТАСС, для местной ленинградской печати, для районных газет Ленинградской области и частично для газет ЛенВО. Отделение снабжало разносторонней информацией по городу и области, а также расширенными корреспонденциями и информацией. 
Для местной печати выпускается ежедневный дневной вестник, а также «Последние известия», восемь раз в месяц вестник для районных газет и ежедневно вестник для газеты "Вечерний Ленинград".  

Фотохроника передает негативы в Москву, снабжает фотоснимками местную печать и другие организации. Кроме того по материалам фотохроники выпускалась типографическим способом фотогазета и по специальному заказу ЛенОблисполкома была выпущена фотовыставка к выборам в Верховный Совет СССР. 

Новогодняя елка. Фото Елены Эварт. Архив музея школы № 238
Майор танковых войска Дулькин С.Ш. Фото Елены Эварт. Архив школы № 238

Художник Виктор Слыщенко вспоминал о работе в ЛенТасс в начале войны: «Ежечасная связь с ленинградским фронтом, постоянные выезды на оборонительные рубежи —все это позволяло моментально фиксировать важнейшие события. Иногда, при наличии особо важной новости, приходилось ночью «свистать всех наверх», чтобы к утру изготовить несколько  «молний». Читая эти воспоминания, становится понятно, что каждый работающий в ТАСС вкладывал всю душу в свою работу и понимал ее значимость, будь то художник или фотокорреспондент. Эти традиции были продолжены и впоследствии.
О чем же писали в газетах в те годы, когда Эварт Елена Феликсовна начала работать в ТАСС? Вот только некоторые темы ежедневных бюллетеней: статьи о героях («Доблесть красноармейца Домнова», «Незаметные герои», «Сержант Кочкин взял в плен двух немецких офицеров», «Оружие героя»), о культурных событиях («Новые фильмы», «Экскурсии архитекторов», «Выставка ленинградских художников в Киеве»), о повседневной жизни («За месяц добыто до 1,6ц рыбы», «Вопросы педиатров», «В цехах печатного двора»), но больше всего статей было посвящено восстановительным работам («Ученые помогают восстановлению города», «Восстановление железнодорожных школ», «Ремонт булыжных мостовых», «Ремонт квартир семей фронтовиков»).  

Главная тема снимков этого периода - ежедневная жизнь ленинградцев, жизнь за пределами фронта. На них восстанавливаемые фабрики, заводы, реставрация зданий, земельные работы. 
Один из самых важных снимков Елены Эварт этого периода – это «День победы в Ленинграде». Фотография была сделана на Троицком проспекте.

День Победы. Фото Елены Эварт. Архив музея школы № 238

Огромное количество людей: и военных, и других горожан собралось в одном месте, вокруг дома с выбитыми стеклами и без крышю Люди только что осознали, что война закончилась.  

В редакции ЛенТАСС Елена Феликсовна служит до 1947 года. После этого долгие годы она трудилась  в НИИ Академии Коммунального Хозяйства им. К.П. Памфилова. В 1970 - начале 1980-х годов в Ленинграде и Гатчине прошло несколько выставок, посвященных творчеству Елены Эварт. 
«В течении всей войны мне пришлось добывать материал в трудных боевых условиях, чтобы зафиксировать моменты военной истории. Рискуя жизнью, снимала под огнем противника, а моя видавшая виды «Лейка» всегда была готова к бою. Свежая газета приходила в окопы и блиндажи, звала в бой, учила и помогала бить врага», - говорила Елена Эварт о своей работе во время войны. Она отлично знала, ради чего трудилась и рисковала жизнью, и это давало ей силы двигаться дальше и продолжать фиксировать моменты военной истории. 

После артиллерийского обстрела. В больнице имени Раухфуса. Фото Елены Эварт. Архив музея школы № 238
Ксения Казакова Руководитель - учитель истории и обществознания школы № 238 Адмиралтейского района Т.Н. Бойко