Основанный в 1857 году Ленинградский Металлический завод, в год 50-летия Сталина (1929) получивший его имя, ко времени начала войны был современным, быстро развивающимся предприятием, где работало около 10 тысяч человек. Хотя в 1934 г. было организовано производство турбин в Харькове, в 1937 г. – на Невском машиностроительном заводе, а в 1940 г. – в Свердловске, главным производителем отечественных энергоагрегатов оставался ЛМЗ. Вклад завода в энергетику страны позволил, начиная с 1934 г., освободиться от импорта энергетического оборудования.
Война в один день изменила все. Три с лишним тысячи человек ушли на фронт, из них 1600 – добровольцами. Еще 1300 работников ЛМЗ и около 400 воспитанников ремесленного училища были заняты на строительстве оборонительных объектов.
В самые сжатые сроки было организовано производство оборонной продукции, освоено изготовление 20 видов вооружения и боеприпасов — корпусов снарядов, люлек для полевых пушек, финских ножей и винтовочных штыков, а также отдельных узлов танков. Осуществлялся ремонт танков непосредственно на боевых позициях. С февраля 1942 г. ЛМЗ был занят ремонтом танков в цехах. За годы войны было отремонтировано в заводских условиях около 200, а всего – 407 танков. Это производство было перебазировано с Кировского завода, часть территории которого была в полосе боевых действий. Металлический завод еще в самом начале войны занялся выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. Всего же было изготовлено 8 бронепоездов. В 1, 4 и 19-м цехах было выпущено свыше 120 тысяч мин и зенитных снарядов.
Блокадные тяготы, трагедия массовых голодных смертей – отдельная скорбная страница в истории завода, как и всего города. В январе 1942 г. в гидротурбинном цехе, где за три месяца до этого числилось 1365 рабочих и служащих, на работу выходило всего 225 человек. Завод подвергался методическому обстрелу, 651 раз объявлялась воздушная тревога общей продолжительностью 715 часов. На территории ЛМЗ, не считая «зажигалок», разорвалось 96 фугасных бомб и 165 шрапнельных снарядов.
Из 6 с половиной тысяч остававшихся на заводе людей за годы блокады с сентября 1941 г. по январь 1944 г. погибло от голода, снарядов и бомб более 3 тысяч человек.
Металлисты воевали на всех фронтах, многие из них – на Ленинградском. Есть среди ветеранов участники и Берлинской операции, и Парада Победы. Слесарь Василий Яковлевич Петров за героизм, проявленный при форсировании Днепра, был удостоен звания Героя Советского Союза. Он не дожил до Победы и погиб в боях в Восточной Пруссии.
За годы войны общая установленная мощность электростанций страны сократилась на 35 процентов. Завод много занимался восстановлением разрушенного, но очень скоро обратился к изготовлению новых, все более мощных турбин, используя наработки, которые вели конструкторы, находясь в эвакуации на Урале. Производство современных паровых турбин на сверхвысокие и закритические параметры пара началось с 1952 г., когда была изготовлена машина СВК-150-1 для Черепетской станции.
В послевоенные годы ЛМЗ активно расширялся, строились новые цехи, современные лаборатории, испытательные стенды. За свои достижения завод был награжден в разные годы двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции.
Датой основания завода «Электросила» считается 1898 год. В 1941 году он уже стал крупнейшим в стране предприятием по производству современного электротехнического оборудования для энергетических строек и для промышленных объектов. О генераторах «Электросилы» в Европе говорили как о крупнейших технических достижениях мирового уровня. На заводе работало около 10 тысяч человек.
Война резко изменила привычный ритм заводской жизни. На фронт в первые дни войны ушло около 2000 электросиловцев, более 1000 – в народное ополчение. В июле-августе несколько эшелонов с людьми, с оборудованием и техдокументацией были отправлены вглубь страны. Фронт подходил все ближе к Ленинграду. Для обороны завода был создан специальный полк. Большая часть работников «Электросилы» переместилась в другой конец города, на территорию завода «Светлана», где на перевезенном оборудовании был начат выпуск мин и снарядов для фронта.
Фашисты планировали войти в город по Московскому шоссе, и «Электросила» оказалась в расположении второго эшелона войск, сдерживающих натиск врага. До вражеских позиций было меньше четырех километров, с заводской наблюдательной вышки были видны окопы наших войск, слышалась стрельба и даже отдаленное «Ура!» атакующих. Первые артиллерийские снаряды разорвались на территории завода 6 сентября, через два дня было сброшено 300 «зажигалок», 19 сентября на заводе разорвались фугасные бомбы. За время войны на завод было сброшено 300 фугасных и зажигательных бомб, на территории разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов.
Прекратилось водоснабжение, замерла котельная, перестала поступать электроэнергия. И все равно завод, где теперь оставалось 1300 человек, продолжал действовать. Работали цех фонариков и цех ремонта корабельных машин-двигателей и генераторов. Когда перестала поступать электроэнергия, наладили аккумуляторную батарею, которую заряжали генератором, приводимым в движение маленьким керосиновым двигателем. Обработку крупных деталей для корабельных машин проводили на станке, который вращали вручную при помощи остроумного приспособления. Для освещения использовали трансформаторное масло. Люди гибли от голода и обстрелов, в один только день 14 января 1943 года бомбы и снаряды унесли 26 жизней.
Всю войну, раз в неделю, в проходную завода входила молодая женщина, руководитель кружка, лектор и пропагандист. Она работала на радио и сообщала людям самые свежие вести с фронта, читала газеты. Занятия часто прерывались сигналами воздушной тревоги, и слушатели дружно выбегали тушить зажигалки. Звали эту женщину Ольга Берггольц. В 30-е годы она пришла в заводскую многотиражку редактировать молодежную страничку, потом перешла работать в Ленинградский радиокомитет, стала известным поэтом, но связи с родным предприятием не прекращала. Выступала в родной многотиражке, которая на время войны свое название – «Электросила» – поменяла на другое, звучавшее, как боевой призыв: «Клич Победы». Много лет спустя Ольга Федоровна, чьи стихи стали литературной визитной карточкой блокадного Ленинграда, признавалась, что благодарна судьбе за то, что молодые годы ей довелось провести в заводском коллективе, не как наблюдателю, а как участнику общего дела.
Еще в разгар блокады завод первым из крупных городских предприятий начал заниматься выпуском профильной продукции. В 1942 году электросиловцы восстановили гидрогенераторы Волховской ГЭС, демонтированные осенью 1941-го. 23 сентября 1942 года по кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, ток пошел в Ленинград. 6 марта 1943 года ГКО принял постановление о восстановлении производства турбогенераторов, гидрогенераторов и крупных электромашин на заводе «Электросила» им. С.М. Кирова. С Большой земли на завод были отправлены станки, литье, поковки валов, спецсталь. Первым крупным заказом стал гидрогенератор для Рыбинской ГЭС, дававшей электроэнергию столице. Уже в 1943 году электросиловцы изготовили первый в Европе синхронных компенсатор мощностью 2 тыс. ЕВА с водородным охлаждением. Во время изготовления корпус компенсатора трижды был пробит осколками вражеских снарядов.
На знамени завода четыре отечественных ордена – два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. «Электросила» награждена также болгарским орденом Красного Знамени Труда и «Орденом труда КНДР».