Как в блокадный Ленинград вернули электричество

 
avatars.mds.yandex.net

В конце октября 1941 года энергоресурсы блокадного Ленинграда истощились, и в городе погас свет. Почти все производства встали, Северной столице грозила гибель. Военный совет фронта поставил цель – во что бы то ни стало вернуть ленинградцам электричество. Капитан-инженер Никодим Туманов возглавил операцию по прокладке кабеля через Ладожское озеро, которую позже описал в своей книге «Ладога. Пять нитей жизни». Его дочь Татьяна Косоурова и писатель, журналист Татьяна Кудрявцева рассказали, как команде инженеров удалось прорвать энергетическую блокаду Ленинграда.

«Это белое пятно в блокадной истории, так как работы долгие годы были строго засекречены. Все участники операции давали подписку о неразглашении. К самой тяжелой зиме 1941-1942 энергоресурсы подошли к концу. Функционировала одна теплоэлектростанция на весь город, свет давали только на хлебозаводы, больницы и некоторые административные здания. Тогда весной 1942 года военный совет фронта решил дать свет блокадному Ленинграду от Волховской ГЭС подводным кабелем через Ладогу», – объясняет Татьяна Косоурова.

За помощью руководство фронта обратилось к сотрудникам «Ленэнерго». До войны инженер Никодим Туманов занимался прокладкой подводных кабелей, поэтому проект поручили именно ему. В августе 1942 года он закрылся в своем кабинете на три дня, а вышел оттуда с готовой схемой проведения кабелей по дну Ладожского озера. От Волхова линию нужно было проложить до ближайшей к озеру подстанции у деревни Кобона. Там напряжение понижали и передавали на подводные кабели, а на другом берегу в районе Осиновца и Ваганова находилась повышающая станция.

Материал для изготовления кабеля нашли в резервах завода «Севкабель». Для работ выбрали самое узкое место Ладоги протяженностью 23 километра. Поскольку один метр готового материала весил 15 килограммов, провести его сплошной нитью было невозможно. Кабель разрезали на куски и переносили на специальные суда голыми руками. С разных заводов командировали около сотни рабочих, в основном женщин. Они вставали в шеренгу и из рук в руки передавали куски кабеля с берега на баржу. Там его наматывали на огромные катушки, а перед спуском в воду соединяли специальными муфтами весом 220 килограммов каждая, которые выпускал завод «Красный Выборжец». Из блокадного кольца кабель переправляли на барже на другую сторону Ладоги и прокладывали в обратном направлении, к мысу Осиновец.

ruscable.ru

«Прямо на берегу смонтировали 600-тонную баржу. Было задействовано очень много сил: связисты, водолазы, моряки Краснознаменного балтийского флота, различная техника. Рабочие жили в бухте озера в землянках. Все работы должны были проходить ночью, так как днем немецкие самолеты обстреливали все, что движется по воде. Включать свет было нельзя по той же причине, поэтому ориентировались только на Осиновецкий маяк. Технические решения придумывали буквально на ходу», – говорят исследователи.

В своих рабочих журналах Никодим Сергеевич записывал: «Первая муфта пошла. Кабель идет хорошо», «Вторая муфта пошла. Кабель идет хорошо». Когда пошла 25-я муфта, которую в ноябре буквально чудом удалось опустить на 13-метровую глубину в ледяную воду, на баржу налетели фашистские «Мессеры». Тогда энергетики вывесили рыболовные сети, развели жаровню и притворились рыбаками. Немецкий пилот просто не поверил своим глазам: посреди льда стояло мирное рыбацкое судно, на котором рыбаки грели себе скромный ужин. Пилот подлетел ближе, а монтер Баландин посмотрел ему в лицо и рассмеялся. Солдат обомлел и улетел, подумав: «Сумасшедшие русские!».

Команда выходила на воду в любую погоду, даже когда на озере начались осенние штормы. Все работы заняли 48 суток – это беспрецедентный, рекордно короткий срок. Кроме того, энергетики умудрились сэкономить на проекте колоссальную по тем временам сумму – 200 тысяч рублей. Первую нитку кабеля по дну озера длиной 23 километра проложили за три ночи к 23 сентября 1942 года. В Ленинграде впервые за 11 месяцев на два часа дали свет. Затем так же быстро собрали еще три нитки. Но пятую линию, по приказу Ленфронта, пришлось прокладывать днем. Конечно, небо сразу же заполонили немецкие самолеты. Они повредили баржу и кабель, но в конце концов энергетикам все же удалось завершить миссию.

«Кабель и правда прокладывали «сумасшедшие русские», которые смело шли на смертельный риск. Когда читаешь эти дневники, понимаешь, насколько все это невозможно, с точки зрения современного человека. Вода ледяная, шторм, темнота, обстрелы, никакой защиты. Когда пришлось работать днем, это и вовсе была верная смерть. Никодим Сергеевич вспоминает в своих записях: «Я отдал старую флотскую команду: «Ходи веселей!» – и люди, зажав раны руками, привели судно в Осиновец», – рассказывает Татьяна Кудрявцева.

Энергоснабжение Ленинграда увеличилось в четыре раза, город был спасен от уничтожения. Заводы вновь заработали и начали поставлять вооружение на фронт. Но самый сложный период для инженеров-энергетиков начался, когда кабель был уже проложен. С декабря 1942 по январь 1944 года его нужно было обслуживать и латать. На баржах в озеро выходили бригады, находили повреждения кабеля с помощью специального прибора, а потом ныряли в водолазных костюмах и заделывали прорехи. Им приходилось в любую погоду ночевать в палатках на палубе на расстоянии 15 километров от берега. Ночью рабочие замерзали настолько, что вынуждены были по несколько раз выходить на пробежку, чтобы не умереть.

tgc1.ru

После полного освобождения Ленинграда 27 января 1944 года кабель решили поднять со дна, потому что в городе не хватало ресурсов. Никодим Туманов разработал обратную схему. Он придумал, как разобрать нити и где их разместить. Более 100 километров металлического кабеля очень помогли в восстановлении Северной столицы после войны. Его часть до сих пор находится в рабочем состоянии и лежит под Невским проспектом. Его называют «кабель с денежкой», потому что при его производстве в осажденном городе не нашлось кабельной бумаги для изоляции, вместо неё применили бумагу для выпуска денег с водяными знаками. Но и на этом история спасительных «пяти нитей» не закончилась.

«Мы издали книгу воспоминаний и фотографий Никодима Туманова. В 1973 году он завершил свою рукопись и ходил по инстанциям, пытаясь ее опубликовать. Это был единый кусок текста под названием «Ладога» руки инженера Туманова, который хотел показать историю с точки зрения историка, энергетика и ленинградца. Но даже спустя 30 лет материалы были засекречены. В 1989 году, уже после смерти Никодима Туманова его дочь подумала, что хорошо было бы продолжить его дело. Мой отец тоже воевал на Ладоге, поэтому мы с ней решили объединить усилия», – делится писатель и журналист Татьяна Кудрявцева.

При жизни Никодиму Туманову советовали изменить текст, сделать «поменьше технизма, побольше романтизма и роли партии», но он не хотел править написанное. Его дочь Татьяна Косоурова и ее коллега Татьяна Кудрявцева сохранили оригинальный текст автора. Они лишь придали ему композицию и разбили на главы, а к названию «Ладога» добавили символичный подзаголовок «Пять нитей жизни». Первое издание вышло на личные деньги редакторов и увидело свет только в 2015 году. Книга поразила критиков, читателей и даже профессиональных историков. По ее материалам даже открыли музей в учебном центре «Ленэнерго» под Ропшей и интерактивную экспозицию в Музее Второй мировой войны в Польше. Туда отправился поднятый со дна кусочек оригинального кабеля военных лет.

21 января 2019 года при поддержке «Россетей» и «Ленэнерго» Татьяна Косоурова и Татьяна Кудрявцева презентовали второе, дополненное издание книги Никодима Туманова. В него вошли фотографии и архивные документы, увековечивающие для потомков подвиг инженеров-энергетиков, спасших Ленинград. Купить книгу «Ладога. Пять нитей жизни» можно в «Лавке писателя» и в магазине издательства «Европейский дом».

Ленинград.Победа
12.02.2020 - 13:13