О героических подвигах бойцов Краснознаменной МПВО города на Неве в блокадные годы известно многое. Но существует в ее доблестной истории один малоизвестный факт: в июне 1942 года, то есть после первой, самой тяжелой блокадной зимы, руководитель местной противовоздушной обороны Ленинграда генерал-майор Емельян Лагуткин издал приказ по своей армии – создать в осажденном городе самодеятельный ансамбль.
Летом того же года в районных подразделениях МПВО прошли смотры-конкурсы художественной самодеятельности, по результатам которых был организован общегородской ансамбль.
Его руководителем стал артист Ленгосэстрады Леонид Нахимович Пугач.
Всем известно, какое большое значение имело искусство в годы блокады. Но бойцы МПВО не были профессиональными певцами, танцорами, музыкантами. Служение музам требовало большой самоотверженности, ведь участники ансамбля совмещали выполнение своих воинских обязанностей – работу в очагах поражения, спасение людей, восстановление Ленинграда – с художественной самодеятельностью. «Все силы они отдавали делу художественного воспитания воинов, искусством разжигая их сердца для скорейшего истребления врагов земли советской и приближения грядущей победы», – говорил Леонид Пугач, – «В быту МПВО песня – неотъемлемый союзник. С песней встают, с песней шагают. Под хоровую песню девушки-бойцы трудятся, восстанавливая город-герой. И особенную прелесть вносит песня в часы отдыха, расправляются усталые мышцы, лицо расцветает улыбкой, и ноги сами просятся на середину круга. Участники ансамбля несут двойную нагрузку: как бойцы и как работники самодеятельности. Под бомбежками и артобстрелами нередко приходилось им идти пешком за много километров, чтобы провести обещанный концерт в своих подразделениях или госпиталях. Ансамбль потерял несколько товарищей, погибших на боевом посту. Но подлые вражеские удары не сломили духа энтузиастов ансамбля МПВО»…
Самодеятельный ансамбль МПВО включал в себя танцевальный коллектив, духовой и эстрадный оркестры, ансамбль гусляров и группу чтецов. Несколько позже появились джаз-ансамбль и кукольный театр, для которого девушки самостоятельно мастерили, раскрашивали и одевали кукол. Они шили костюмы и себе, делали декорации для театральных выступлений...
Довольно скоро коллектив снискал общеизвестность и славу. Несмотря на тяжелые условия блокадного времени, его артисты давали многочисленные концерты с разнообразнейшей программой, к концу войны в репертуаре ансамбля было 350 номеров различного жанра.
Помимо выступлений в районных подразделениях, они проводили выездные концерты для раненых в больницах и госпиталях, выступали на минных полях и заводах, выезжали на линию фронта в части Красной армии и пр. Участники ансамбля читали стихи, устраивали пародийные сценки, скетчи, давали кукольные спектакли и играли драматические произведения, плясали гопак, «Яблочко», польку, русский, цыганский, украинский, молдаванский, татарский, персидский, венгерский, узбекский танцы, а также вальс, красноармейскую пляску, степ и многое другое. И в любую минуту они готовы были по первому сигналу тревоги прямо со сцены бежать в очаги поражения, оказывать помощь пострадавшим от вражеских налетов и артобстрелов, словом, оберегать и спасать любимый город и его жителей.
А в свободные часы, уставшие, а порой и вовсе обессиленные медсестры, связистки, саперы приходили из районных подразделений на репетиции в знаменитый Дворец пионеров на Невском проспекте (Аничков дворец), который впоследствии стал для них домом. Приказом генерала Лагуткина в ноябре 1943 года коллектив городского ансамбля МПВО был сведен в Отдельную унитарную роту (медико-санитарную), которая разместилась в служебном корпусе Дворца пионеров. На плечи артистов легли все заботы о пострадавшем от обстрелов здании, столь любимом всеми ленинградцами: его восстановление, противопожарная охрана, поддержание чистоты и порядка на всей его территории и, конечно же, выполнение своих боевых задач по спасению пострадавших от обстрелов людей.
«День за днем оживал замороженный Дворец пионеров», – вспоминали ветераны, – «С раннего утра слышались в нем веселые голоса девушек. Они лазали под потолок чинить электропроводку, опускались в подвал ремонтировать паровое отопление, разгружали машины с дровами и углем и пр. Вечерами картина неузнаваемо менялась – лопаты, топоры, молотки, плоскогубцы убирались в кладовые, добела отмывались лица и руки, и вместо печников или маляров мы видели столь же усердных трубачей, саксофонистов, танцовщиц, певиц»… А однажды в распоряжение артистов попали наборы духовых инструментов, хранившиеся в кладовой Дворца. Так в ансамбле МПВО появился духовой оркестр.
За довольно короткое время самодеятельный ансамбль МПВО настолько полюбился зрителям, что, как отмечал его руководитель Л.Н. Пугач, «порой количество заявок на концерты перерастало его возможности». Наибольшую популярность у публики приобрел женский хор, входивший в состав ансамбля.
Хор был украшением ансамбля МПВО. В его состав вошли около ста девушек-бойцов, руководителем был заслуженный артист РСФСР Николай Никонорович Куклин. Первое выступление состоялось в Большом зале Ленинградской филармонии ровно семь десятилетий назад – 2 ноября 1942 года. Слушателями того концерта стали солдаты, бойцы местной противовоздушной обороны и жители осажденного города. В тот день девушки исполняли военные песни, написанные композиторами Исааком Дунаевским, Василием Лебедевым-Кумачем на стихи Михаила Исаковского, и после каждой песни зал аплодировал стоя.
Из воспоминаний Николая Куклина: «Почти все девушки пришли в хор прямо со школьной скамьи мало организованными, с трудом воспринимающими хоровую культуру. Пришлось потратить много сил и мне и участникам хора, чтобы добиться слаженности, стройности, звучности. Нашей первой работой была подготовка программы ко дню 25-й годовщины Октября. Каждый день происходили репетиции или концерты в батальонах и госпиталях. Неоднократно участники хора возвращались с концерта под обстрелом, но ничто не могло остановить юных энтузиастов. Если мне удалось поделиться своими знаниями и 38-летним опытом с юным хором, то это для меня самая большая награда».
Девушки очень любили своего наставника Николая Куклина, спустя годы вспоминая: «Ни морозы, ни бомбежки, ни личное горе – потеря жены, которая трагически погибла в 1943 году, не могли заставить его сорвать репетицию или концерт»…
«До войны я работала мотористкой», – вспоминала комсорг роты В. Нагорнова, – «В МПВО стала медиком, не раз спасала раненых. Находясь в своей части, в минуты досуга веселила своих боевых подруг со сцены, где участвовала в скетчах. С группой товарищей пела русские песни. Когда меня взяли в хор ансамбля – все было ново. Здесь меня научили разбираться в нотах, мой голос развился, и я стала петь без напряжения, свободно. Такие понятия и термины, как «нюансы», «пиано», «форте» – все это пришло ко мне в хоре. Мы пели все – от массовой песни до хоровых оперных произведений. Мы учились изо дня в день, повышая свои вокальные знания и культуру».
Богатейший песенный репертуар ленинградского хора МПВО включал в себя такие разноплановые произведения, как, например, Гимн Советского союза, Гимн Партии Большевиков, песни о Сталине и Жданове, «Ленинградские девушки» и Марш бойцов МПВО, Суворовский победный марш, «Славься» (из оперы «Иван Сусанин») и отрывки из опер «Мазепа», «Фауст», «Вильгельм Телль», «Тихий Дон», «Вдоль по Питерской», «Индийская песня» (из оперетты «Роз-Мари»), «Весенние голоса» (вальс Иоганна Штрауса), «Застольная», «Ручеек», Запевки частушки, «Колыбельная», «Аве Мария», «Смуглянка», а также грузинские, эстонские, испанские, американские песни, цыганские романсы, русские частушки и многое другое. Неоднократно артистки хора выступали по радио. Эти выступления транслировались для всего осажденного города и бойцов Ленинградского фронта. Кроме того за годы войны состоялось и свыше двадцати выступлений хора по Всесоюзному радио.
Всего за годы Великой Отечественной войны хор дал более полутысячи концертов. Но, пожалуй, одним из самых памятных выступлений ленинградских девушек-бойцов МПВО – участниц ансамбля было выступление на Невском проспекте в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вот как они вспоминали о нем: «Ликующий вечер 27 января 1944 года… Конец блокады! Фейерверк над Невой. Наш ансамбль на двух грузовиках у Думы, на каждом – пианино, оркестры, хор в самых парадных костюмах. Мы пели, и кругом все пело и ликовало, сияло, лица людей, как цветы, от улыбок светло, от ярких огней салюта еще веселее на душе!»…
Неоднократно ансамбль участвовал в различных смотрах художественной самодеятельности, где занимал призовые места. Так в августе 1944 года хор МПВО Ленинграда выступал в Москве на Всесоюзном смотре хоровых коллективов и солистов-исполнителей русской народной песни, где в течение десяти дней участвовал в двенадцати концертах. Отмечается, что ленинградские девушки имели колоссальный успех у зрителей. Вот что говорили сами артистки о той поездке: «Вспоминается последняя репетиция хора уже в вагоне. Поем: «Москва, Москва – великая держава». Сами поем, сами слушаем, сами захлебываемся восторгом при мысли, что это мы едем в Москву, и сама Москва завтра будет нас слушать! И чувствуется, что поем не только голосом, а всей душой, и строгий Николай Никанорович не нарадуется на то, как стал звучать хор!..
И еще не успели спеть ни «Песню о Москве», ни «Марш МПВО», лишь выстроились, заполнив всю сцену зала Моссовета, с нашими новенькими медалями «За оборону Ленинграда», как весь зал, как один человек, встал, приветствуя, конечно, Ленинград, его защитников, и нас в том числе. Это было так неожиданно, что слезы навернулись не только девушкам на глаза, но и по щекам Николая Никаноровича потекли, и он, дирижируя, не утирал их»…
Несмотря на то, что после победы бойцы местной противовоздушной обороны были демобилизованы, Академический женский хор Краснознаменной МПВО Ленинграда не распался. После войны девушки объездили с гастролями практически всю страну, превратившись из самодеятельного коллектива в профессиональный. В 1945 году коллектив был отмечен на Всесоюзной олимпиаде самодеятельности хоров, где занял одно из первых мест. В 1946 году хор выступил с концертами перед зрителями Таллинна. Вот что писала об этом газета «Советская Эстония»: «С большим успехом прошли концерты хора в Таллинне. Слушатели надолго запомнят простоту и горделивую величавость русских народных песен. Что бы ни исполнял хор – все оставляет глубокое чувство удовлетворения. Медали «За оборону Ленинграда», украшающие блузки исполнительниц, говорят о том, что эти девушки были зенитчицами, пожарниками, санитарками, они самоотверженно защищали свой великий город».
Некоторые из участниц самодеятельного ансамбля ленинградской МПВО связали свою дальнейшую жизнь с искусством. Например, актриса, артистка разговорного жанра Зинаида Козлова. В блокадном Ленинграде она служила командиром отделения в медико-санитарной роте. В 1949 году с отличием окончила Ленинградский государственный театральный институт им. Островского и стала впоследствии народной артисткой Карельской республики. Заслуженный работник культуры РФ Ядвига Ковалевская – солистка ансамбля МПВО Ленинграда, боец саперно-минерного взвода, являлась одним из известнейших преподавателей гитары в СССР. Ее называют «патриархом» петербургской гитарной школы. Нина Савельева двадцать пять лет пела в хоре Ленинградского радиокомитета. Концертмейстер ансамбля МПВО Ленинграда Мария Карандашева стала профессором Ленинградской консерватории. Кстати, участницей художественной самодеятельности МПВО была и Галина Вишневская, всемирно известная теперь оперная певица, бывшая в блокаду бойцом кронштадтского взвода наблюдения и разведки. Ее современники и боевые коллеги отмечали, что «уже тогда ее исполнение отличалось безукоризненной чистотой интонаций в голосе и артистизмом»…
В 1969 году Леонид Нахимович Пугач поставил пьесу в 3-х действиях «В семнадцать девчоночьих лет», посвященную героическому подвигу ленинградцев и девушек-бойцов МПВО. Музыку к ней написали С.В. Рахманинов, Д.Д. Шостакович и С.С. Панкратов. В пьесе помимо профессиональных актеров играли бывшие подопечные Л.Н. Пугача – бойцы МПВО – участники художественной самодеятельности.
Участницы блокадного хора сквозь время смогли пронести свою сплоченную дружбу и любовь к искусству, повествуя молодым поколениям о Великой войне и блокаде не только былью, но и песней. С годами их становилось все меньше, но, несмотря на это, коллектив приглашали выступать на различных площадках города на Неве: в городские парки и сады, в школы и дома культуры на вечера, посвященные Дню Победы и другим памятным военным датам. Артистки хора отмечали, что песни военных лет находят отклик не только у пожилых людей, но и у молодежи, и признавались, что музыка и песни помогли им выжить в годы блокады и поддерживают до сих пор.
Осенью 2002-го, Академический женский хор ветеранов Великой Отечественной войны Краснознаменной МПВО Ленинграда торжественно отметил свое шестидесятилетие. Тогда в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга – Монументе героическим защитникам Ленинграда, прошло чествование артисток блокадного хора и праздничный концерт. А в апреле 2003-го года в БКЗ «Октябрьский» состоялся гала-концерт «Поет Петербург!», на котором наравне с артистами российской эстрады и лауреатами различных международных и всероссийских конкурсов выступали и артистки хора местной противовоздушной обороны города на Неве. И, как и прежде, зал встретил их с особым трепетом и восторгом, аплодируя стоя…
Сегодня от многочисленного когда-то коллектива остались буквально единицы. Они уже не выступают на больших площадках, не собирают многочисленную публику. Однако каждый раз, как только собираются вместе на памятных мероприятиях девушки-бойцы МПВО – женщины-ветераны Великой Отечественной непременно затягивают знакомые многим с детства мелодии. «Мы счастливы», – цитируют они слова своего руководителя Леонида Пугача, – «что нам выпала честь служить родине и как бойцам, и как проводникам русского лучезарного народного творчества».