Сотрудники библиотеки им. Н.К. Крупской, работавшие в годы войны (слева направо): Бурмистрова Александра Николаевна, Минаева Мария Викентьева, Халимуся Наталья Алексеевна. Все они были награждены медалью «За оборону Ленинграда» в 1944 г. ©Библиотека им. Н.К. Крупской
В трехсотлетней истории Санкт-Петербурга как в зеркале отразились важнейшие вехи жизни страны, сопровождающие периоды расцвета, политических перемен и грандиозных планов.
Одна из важнейших страниц- битва за Ленинград, самая длительная и самая кровавая в истории Второй мировой войны.
Вряд ли найдется в мировой истории подобный пример массового героизма, самоотверженности во имя своего дома, города, своей Родины, какой проявили ленинградцы. Они выстояли, отстояли и спасли город, куда за все время его существования ни разу не ступала нога иностранного захватчика. Нравственно и духовно население города оказалось выше своих противников. В этом есть заслуга и скромных библиотекарей города.
Петербург-Ленинград всегда был одним из крупнейших книжных центров. Это книжные лавки и магазины, типографии и издательства, крупные книгохранилища и бесплатные читальни, великие писатели и поэты, литературные салоны и общественные организации писателей. Широко известен лишь один тип организации, объединяющий весь книжный мир – б и б л и о т е к а.
До начала Великой Отечественной войны в Ленинграде для горожан были открыты 52 массовые районные библиотеки, включая Центральную городскую библиотеку (Фонтанка, 44), книжный фонд составлял 1 315 000 экземпляров, библиотечный штат — 349 человек.
С первых дней войны нормальная жизнь библиотек была нарушена.
В разные периоды блокады бомбами, снарядами и пожарами были полностью разрушены библиотеки им. К.Е.Ворошилова, М.И.Калинина, библиотека Фрунзенского района. Сильно пострадали и другие библиотеки. 9 снарядов попали в библиотеку Октябрьского района и 13 раз в здание библиотеки им.10-летия Октябрьской революции в Московском районе, расположенной недалеко от линии фронта. Голод и холод, болезни и бомбежки нанесли большой ущерб горожанам, но, несмотря на все ужасы войны и блокады, мирное учреждение - библиотека, продолжало работать. Даже в самое тяжелое время – зимой 1941/42 годов 22 районные библиотеки были ежедневно открыты для читателей.
В период блокады резко сократилось число жителей нашего города, прежде всего, из-за ухода в армию и народное ополчение, эвакуации и смерти горожан от голода.
Если до войны в Ленинграде и пригородах проживало 3 141 304 человека, в том числе: мужчин - 1 454 783, женщин - 1 736 521, детей – 444 863 человек, то в июле 1942 г. - всего 790024 человек, в том числе: мужчин – 202133, женщин – 587891, детей – 49369 человек, а в январе 1944 г. на конец блокады – всего 557760 человек, в том числе: мужчин – 125554, женщин – 432206, детей – 53208 человек.
Понятно, что сокращение жителей повлияло на посещаемость библиотек. Она упала в 4-5 раз. Как свидетельствуют документы Государственного архива литературы и искусств (ф.5039, оп.4, д.19, л.1.) по данным на 10 июня 1942 г.
«…в Володарском районе в библиотеке им. Н.К. Крупской работают заведующая Кондратьева и библиотекарь – Иванова. Средняя посещаемость в апреле – 15 человек, май – 24 человека. В другой библиотеке на Щемиловке работают старые работники Левикова и Халимуся. Средняя посещаемость 10-20 человек».
С наступлением морозов зимой 1941/42 гг. работа в библиотеках стала необычайно трудна: отопления и освещения не было, оконные стекла были выбиты и кое-как заколочены, многие здания обрушены.
Так случилось с библиотекой им. В.Г. Белинского на Кондратьевском проспекте, д.40. До войны она занимала очень большое красивое помещение, любимое библиотечными работниками, приезжающими со всех концов страны для обмена опытом. Это помещение бомбежками и артобстрелами было совершенно уничтожено, окон не осталось, вырваны рамы и температура достигала 18 градусов мороза. Библиотеку не закрывали, наоборот, говорили читателям, что обязательно будут обслуживать их по-прежнему. Вторую блокадную зиму библиотека работала с читателями в соседнем доме в маленьком помещении, а фонды мерзли в старом.
Изменились формы и методы работы массовых библиотек.
27 июня 1941 г. Исполком Ленгорсовета принял решение «О привлечении граждан Ленинграда, Пушкина, Колпина, Петергофа и Кронштадта к трудовой повинности». Было решено прекратить строительство ленинградского метро, электростанций и других объектов, а высвобождающуюся рабочую силу, механизмы и автотранспорт направить на оборонительные работы. Библиотекари в сложившейся ситуации, организовали свою работу по-новому. Если до войны читатель приходил в библиотеку, то теперь библиотека пришла к читателю. На оборонительных рубежах во время краткого перерыва проводилось чтение газет и книг. Пропаганда книги даже в таких условиях была неотъемлемой частью жизни библиотек города.
30 июня 1941 г. началась организация Ленинградской армии народного ополчения, и сразу же появились передвижки в казармах с учебной литературой по военному делу. Сообщения о положении на фронте, брошюры в помощь молодому бойцу, в помощь партизану – необходимая часть работы библиотекаря. В помещениях библиотек на видном месте вывешивались сводки Совинформбюро, обращения государственных и партийных деятелей к народу, книги по военному искусству, газеты, посвященные важнейшим этапам битвы на фронтах, тематические выставки литературы в помощь овладению военно-техническими знаниями (стрелковое дело, противохимическая оборона и противопожарная защита, санитарное дело и пр.).
Огромную роль стали играть передвижки. Первые из них появились на оборонных работах Лужского рубежа, затем внутри города.
Только в домохозяйствах работало более 700 передвижек.
С самого начала войны сотрудники библиотеки им. А.С.Пушкина Петроградского района, им. И.И. Скворцова-Степанова Ленинского района, библиотеки им. Х-летия Октября Московского района и им. Н.К.Крупской Володарского района в госпиталях устраивали передвижки, проводили беседы, чтение и читательские конференции.
По инициативе Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина занимались помощью фронтовикам по розыску их родственников. Такая же работа проводилась библиотекарями в стационарах, организованных для спасения наиболее обессилевших горожан.
Важное значение в ликвидации последствий голодной, холодной и страшной зимы 1941/42 гг. имела организация овощеводства. В марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял специальное постановление «О развитии индивидуального огородничества», на основе которого развернулась подготовка к весеннему севу. Блокада в десятки раз сократила территорию пригородного сельского хозяйства, поэтому на учет брались все пустующие земли, как в пригородах, так и внутри самого города. К весне 1942 г. было организовано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений индивидуального огородничества. Горожане, в большинстве своем, не имели опыта сева и выращивания урожая. Поэтому библиотекари с литературой по вопросам огородничества приходили на земельные участки. Вновь организовывались беседы, чтение, но уже по этой теме, а в библиотеках разворачивались выставки книг по сельскому хозяйству «Что нужно знать огороднику». Правда, случалось, что сразу же после того как устроили выставку, её разрушал снаряд, но библиотекари были упорны в своей работе и сейчас же сооружали новую. Это была «боевая задача – обеспечить себя овощами». Одновременно велась пропаганда литературы об использовании дикорастущих съедобных растений, как дополнительного ресурса питания.
Город вынужден был привлекать женщин и подростков для производства вооружения и боеприпасов, на строительно-восстановительные работы, торфо- и лесоразработки. Это увеличило спрос на техническую литературу. Библиотеки откликнулись организацией выставок книг, плакатов, чертежей в помощь освоению новых профессий и по различным производственно-техническим вопросам…
Районная массовая библиотека в дни блокады стала информационным, культурным, просветительским центром. В условиях военного времени она проводила разъяснительную, воспитательную, идеологическую и пропагандистскую работу. Газеты, журналы, книги, планы работы городского лектория и Дома ученых им. М.Горького, репертуары театров и кино ежедневно рассказывали читателю о том, что происходит в городе. Такая информация особенно нужна была в прифронтовых районах города. В центре работали кинотеатры (в годы войны и блокады 20 кинотеатров города были открыты для зрителей), театры, Филармония, библиотека Дома техники, куда мог придти каждый желающий. В прифронтовых районах такого не было, поэтому библиотека отдаленного района становилась центром информации о культурной жизни и событиях на передовой.
Смерть уносила тысячи жизней, а люди шли в библиотеку. В осажденном Ленинграде книга согревала души ленинградцев, спасала от страха смерти. Писатель Н. К.Чуковский писал: «В осажденном Ленинграде удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерзших в лед кораблях: охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промерзших квартирах, лежа при свете коптилок, читали, читали…»
В книге отзывов библиотеки им. 10-летия Октябрьской революции есть такая запись читательницы: «Я пришла в библиотеку в самое тяжелое время зимой 1941 года. Мне нужна была книга, она помогала мне легче переносить тяжесть блокады, и получила я то, что мне было нужно. Библиотекари были на месте, библиотека работала».
Читали в основном художественную литературу. Классическая отечественная и зарубежная литература, приключения и фантастика пользовались спросом у взрослых и детей. Интересно, что сказки в военные годы любили читать и слушать не только дети, но и взрослые, особенно раненые. Томик А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, произведения Ж.Верна, В.Скотта — вот краткий перечень, прочитанных книг. В формулярах читателей блокадной поры можно встретить В.Шекспира и А.Данте, И.С.Тургенева и М.Ю.Лермонтова, К.Симонова и И.Эренбурга. Читали много и серьезно. Стихи и проза А.Ахматовой. Н.Тихонова. В.Инбер, О.Берггольц, М.Дудина и многих других писателей и поэтов, как сказал Всеволод Вишневский, были «частью самой обороны Ленинграда».
Однако, следует отметить, что состояние здоровья библиотекарей не отличалось от горожан. Материалы отчетов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, сообщали, что работники очень слабы. Часть библиотек не открыты, так как работники имели освобождение от трудовой повинности. Пополнение новыми кадрами не происходило; привлечение учителей законсервированных школ не дало больших результатов, так как они предпочли работать управдомами, так как последние получали рабочую продуктовую карточку.
В Выборгском районе из 4-х довоенных, осталась лишь одна библиотека им. А.С.Серафимовича на Старопарголовском шоссе, 6. К 10 июня 1942 г. из всех сотрудников библиотек района остался один специалист – заведующая библиотекой Куничева и учитель иностранного языка Жаченко.
В Ленинском районе работали 2 библиотеки: им. К.А.Тимирязева и им И.И. Скворцова-Степанова. Пережив страшную зиму 1941/42 гг., в каждой библиотеке остались работать по два человека.
Погибло 138 сотрудников Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, 9 из 11 работников библиотеки им. А.С.Пушкина, в библиотеке им. В.Г.Белинского из 13 человек осталось двое.
В Московском районе работали 2 библиотеки: им.Горького, расположенная на Лиговском, 192 и им.10-летия Октября — на Международном проспекте, 120/14.
Библиотека им. Горького зимой 1941/42 гг. обслуживала госпитали и принимала книги от читателей. С осени 1941 г. комплектование не проводилось.
В выступлении заведующей библиотечным сектором ГОРОНО Шапошниковой на конференции 29 февраля 1944 г. отмечалось, что: „В середине 1943 г. библиотеки начали энергично наводить внешний порядок … Сейчас наши библиотеки культурны и опрятны. Библиотека им. Н.К.Крупской, библиотека Фрунзенского района и др. не имеют богатой обстановки, но, прежде всего, бросается в глаза культурный вид и чистота. Состояние книжного фонда, которое было в библиотеках в начале 1943 г., заставляло желать много лучшего. Большое количество книг было потеряно за 1941-1942 гг. Читатели уходили с книгами и умирали, эвакуировались, часть книг ушла в санпоезда и т.п. Частые переезды библиотек из одного помещения в другое, лопающиеся трубы – от всего этого книжные фонды сильно пострадали“.
Под руководством Публичной библиотеки был проведен учет всего книжного фонда города и его состояние. Только одна бригада библиотеки им. Л.Н.Толстого провела обследование 115 библиотек. В самой библиотеке ее сотрудники переплели более 2000 книг. Работники районных библиотек ходили по квартирам, вели учет личных библиотек. Этой работе уделялось особенное внимание после решения Исполкома Ленгорсовета от 26 мая 1942 г. о проведении мероприятий по охране книжных ценностей.
Сотни тысяч ценных книг были спасены от гибели.
Наибольшие потери книжного фонда понесла Ленинградская область, где свыше 60 районов оказались под пятой врага.
До начала Второй мировой войны в Германии были созданы организации для расхищения ценностей культуры на захваченных территориях: исследовательское и просветительское общество „Наследие“ и генеральное посредничество „Восток“, под руководством рейхсфюрера СС Гиммлера, штаб „Изобразительное искусство“ А.Розенберга и др. Штаб Розенберга находился в Берлине. Здесь, в помещение магазина „Адлер“, временно хранились вывезенные культурные ценности разных стран, в том числе и СССР. По личному указанию Гитлера, была разработана секретная операция „Линц“ по разграблению музеев, книгохранилищ, церквей и частных собраний, в результате которой в его родном городе Линце на Дунае было решено создать уникальный музей. Для работы с книжными сокровищами нашей страны был организован батальон особого назначения. О деятельности этого батальона узнали осенью 1942 г., когда в плен попал оберштурмфюрер Норман Ферстер. В своих показаниях он писал: “ Богатые трофеи достались нам в Украинской Академии наук, редчайшие рукописи персидской, китайской письменности, русские, украинские летописи, первые экземпляры книг русского первопечатника Ивана Федорова… Из Харькова отправили в Берлин несколько тысяч книг в роскошных переплетах, остальные книги нами уничтожены».
Даже в военные годы в библиотеку продолжали поступать книги из библиотечного коллектора и книжных магазинов. По сохранившимся инвентарным книгам можно проследить, что в 1943-1945 гг. библиотека получила 2975 экземпляров новых книг, газет и журналов. ©Библиотека им. Н.К. Крупской
На ленинградском направлении активно действовала команда «Гамбург», в донесении которой говорилось о «взятии под охрану» библиотеки Александровского дворца в Царском Селе, насчитывающей 10 тысяч томов и литература из дворца в Павловске. Была сожжена Тихвинская библиотека, уничтожены Волховская и Гатчинская. В области погибло 1,5 млн. книг из общего фонда в 2 млн. экземпляров.
Ленинградские библиотекари решили создать специальный фонд дублетных экземпляров из своих фондов и организовать добровольный сбор книг среди населения для восстановления библиотек, освобождаемых от врага районов области. В Ленинграде собрали — 600 тысяч книг. Внесли свой посильный вклад и районные библиотеки: библиотека Октябрьского района собрала 3 000 экземпляров книг, библиотека им. Л.Н.Толстого Василеостровского района – 5 000 книг.
Большой, исключительно трудный путь пройден ленинградскими библиотекарями в дни войны и блокады, сумевшими поддержать дух людей осажденного города. В своей книге «900 дней» Гаррисон Солсбери написал: «Проходят год за годом, и мы все глубже осознаем этот триумф человеческого духа – великий Ленинград выстоял 900 дней блокады. История тех дней — эпопея, которая будет волновать сердца, пока на земле существует человечество. Ленинград выжил без света, без тепла, без хлеба. Ленинград выжил, благодаря своей гордости, вере в Россию, любви народа. Был ли в истории человечества пример благородней и поучительней? Петербург, Ленинград был символом души, природы, великого назначения России. У него свой стиль, своя духовность».
В эту духовность значительный вклад внесли скромные труженики библиотек.