С сентября 1941 года по январь 1944 года рядом с отрезанным от мира Ленинградом в еще одной малой блокаде жил и не сдавался врагу пятачок земли в районе города Ораниенбаума - так называемый Ораниенбаумский плацдарм.
Его протяженность с востока на запад составляла около 70 километров, с юга на север – 5 км в районе Мартышкино, 15 – 20 километров в центре и на западе.
Гора Колокольня, которая находится в районе деревни Гостилицы Ленинградской области, обозначенная на военных картах как высота 105.3 и находившаяся на переднем крае Приморской оперативной группировки (ПОГ), ценою тысяч жизней российских солдат не была отдана врагу, и это имело решающее значение в судьбе Ораниенбаумского плацдарма и Ленинграда.
Именно отсюда началась операция снятия блокады Ленинграда и в январе 1944 года находился командный пункт советских войск.
Месяцы и годы здесь шли ожесточенные сражения. Ветераны вспоминали, как в ходе боев им несколько раз удавалось вплотную подойти к деревне Гостилицы, достигнуть ее окраинных улиц, но затем враг с новой силой обрушивал огонь, вводил в бой подкрепления, и нашим солдатам приходилось отходить на исходные рубежи, неся большие потери.
Защищали гору моряки из 2-й бригады морской пехоты. Фашисты забрасывали гору снарядами и минами, поливали из пулеметов. На вершине горы, где моряки держали оборону, был настоящий ад. Но балтийцы стояли прочно.
За два года беспрерывной и бессменной боевой вахты воины 2-й отдельной бригады морской пехоты показали себя мужественными, бесстрашными сынами нашей Родины. В памяти сохранились имена отличившихся в те годы: главный старшина Д.М. Бутузов, старшина 1-й статьи Элердашвили, старшина Н. Грановский, сержанты Вешневецкий, Ковзол, Стоякин.
Активность нашей обороны в ноябре – декабре 1941 года сочеталась с успешной разведывательной деятельностью. «С наблюдательных пунктов на Колокольне и высотке Берёзка доложили командованию, что разведка врага численностью до взвода продвигается в нашу сторону по нейтральной полосе. Тотчас поступил приказ организовать засаду, встретить фашистских разведчиков огнем и при возможности захватить пленных.
Полковой разведкой тогда командовал Павел Бурмашев. Взвод разделили на две группы. Одну возглавил Бурмашев, другую – Журавлёв. План выработали такой: первая группа пропускает разведчиков врага, вторая, подпустив поближе, в упор уничтожает их огнем.
Как спланировали, так и получилось. Гитлеровцы не обнаружили наших разведчиков, подошли совсем близко к засаде Журавлёва. Раздалась команда: «Огонь!» Фашисты, кто уцелел, бросились назад. И нарвались на засаду Бурмашева, которая завершила разгром. Взяли мы тогда три «языка». Сами потерь не понесли», - вспоминал М.Г. Козенко («За языком // Непокоренный плацдарм»).
В 1943 году началась подготовка к освобождению Ленинграда от блокады. В районах направления от Ораниенбаума до горы Колокольня была усилена комендантская служба. Движение транспорта проводилось только ночью с потушенными фарами. Обращено было внимание также на строжайшее здесь радиомолчание.
По замыслу операции «Нева – 2» войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были разгромить фланговые группировки 18-й армии противника юго-западнее Ленинграда и под Новгородом, а затем, развивая наступление, выйти на рубеж реки Луга и уничтожить главные силы врага. В дальнейшем вместе с войсками 2-го Прибалтийского фронта им предстояло действовать на нарвском, псковском и идрицком направлениях, разгромить 16-ю армию врага и завершить освобождение Ленинградской области.
Соединения 2-й ударной армии водным путем скрытно перебрасывались в Ораниенбаум. Транспортировку на плацдарм войск и техники осуществлял Краснознаменный Балтийский флот. Посадка войск и погрузка техники производились в Ленинграде и на Лисьем Носу, где был сооружен пирс длиной в 200 метров.
Армейское полевое управление перешло на плацдарм 7 ноября и приняло от Приморской оперативной группы оборонявшиеся там войска. На высоте гора Колокольня в январе 1944 года был развернут командный пункт командующего 2-й ударной армией генерала Ивана Федюнинского. Рядом располагались НП командира 43-го корпуса генерала Андреева и командира 90-й дивизии полковника Лященко. Таким образом, на маленьком пятачке разместились три наблюдательных пункта.
«Но другого выбора не было: гора Колокольня являлась единственным местом, с которого можно было видеть боевые порядки соединений на главном направлении, - позже вспоминал Иван Федюнинский.
Передний край обороны противника проходил по линии Керново, Закорново, Гостилицы и далее по дороге Гостилицы—Петергоф. Используя лесисто-болотистую местность, противник построил оборону по линии холмов, с которых хорошо просматривалось расположение наших войск на значительную глубину. Перед передним краем имелись сплошные минные поля и проволочные заграждения в два — три кола. За ними тянулись траншеи с пулеметными площадками.
2-й ударной армии предстояло силами не менее пяти — шести дивизий прорвать оборону противника на гостилицком направлении, овладеть Ропшей и, соединившись с войсками 42-й армии, уничтожить пегергофско-стрельнинскую группировку гитлеровцев В дальнейшем, после образования общего фронта с 42-й армией, мы должны были развивать наступление на Кингисепп и Гатчину.
С начала января развернулась подготовка исходного положения для наступления. 13 января первые траншеи были приближены к противнику на 150 — 350 метров. Стрелковые части выдвинулись ночью на нейтральную полосу и быстро окопались. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь, предшествовавшую началу наступления, девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника. Заряды были взорваны, когда началась артиллерийская подготовка.
В 10 часов 40 минут соединения, входившие в состав ударной группировки армии, тесно взаимодействуя с танками и артиллерией, перешли в атаку. С участка 286-го полка 90-й дивизии донеслись звуки духового оркестра. В первую траншею вынесли боевое знамя полка.
18 января в бой вступил второй эшелон армии — 108-й стрелковый корпус, который получил задачу выйти на рубеж Волосово, Большие и Малые Горки, Ропша и в дальнейшем наступать в направлении на Красное Село.
19 января части 168 стрелковой дивизии заняли Русско-Высоцкое и соединились с передовыми подразделениями 42 армии. Завершилось окружение Петергофско-Стрельнинской группировки врага. Началось освобождение территории Ленинградской области от врага.
Маршал артиллерии Георгий Одинцов (бывший командующий артиллерией Ленинградского фронта) в своих воспоминаниях писал о роли Ораниенбаумского плацдарма в обороне Ленинграда: «Кажется просто чудом, что удалось отстоять при таком безграничном превосходстве противника эту небольшую полоску побережья. Трудно сказать, как протекала бы оборона города Ленина и Кронштадта, не будь «Малой земли».
После завершения Великой Отечественной войны, когда ветераны боев стали собираться на Ораниенбаумском плацдарме, впервые возникла мысль о создании мемориала на высоте 105,3. В семидесятые годы появились первые мемориальные сооружения: стела с барельефом и надписью, символические бетонные надолбы.
В 2004 году археологическая экспедиция зафиксировала «Гостилицкие земляные валы» в северной части парка возле запруд на реке Лизина у подножия горы Колокольня. Всеволод Пежемский, руководитель детского археологического клуба считает, что эти конструкции могут относиться к периоду обороны Ленинграда. На это также указывает факт находки на противоположном берегу речки нескольких ям от блиндажей. Эти укрепления могут также быть восстановлены, стать частью мемориального комплекса на горе Колокольня.
В 2005 году работы по созданию мемориала на горе Колокольня были продолжены. С января по май 2005 года построена первая очередь мемориального комплекса. Воссозданы ходы сообщений, блиндажи. Возведен памятник из бетона в форме стелы из цифр 105,3 (высота горы Колокольня) высотой около 13 метров. Художественное решение и проект разработала творческая группа под руководством архитектора В.А. Кима. Монумент величественен и строг.
В День Победы гора Колокольня - традиционное место встречи ветеранов, участвовавших в боях за Гостилицы и окрестные деревни. Почтить память погибших и умерших в послевоенные годы участников войны приезжают их близкие.
Баранов В. И. Танкисты в сражении за Ленинград. Лениздат, 1987
Легендами овеянная: Сборник. – Л., 1975.
Гладыш С.А., Милованов В.И. “Восьмая общевойсковая. Боевой путь 8-й армии в годы Великой Отечественной войны”.
М.: Институт военной истории МО РФ, 1994.
Непокоренный плацдарм. 1941 – 1944. Воспоминания участников обороны Ораниенбаумского плацдарма. Лениздат. 1987
Савельев А.Г. Человек на войне. Санкт-Петербург. 2005
Федюнинский И.И. Поднятые по тревоге.
Краеведение: Ленинградская область и окрестности. perpettum.narod.ru