Гора Колокольня

 
Источник: a-121/ru
Источник: a-121.ru

С сентября 1941 года по январь 1944 года рядом с отрезанным от мира Ленинградом в еще одной малой блокаде жил и не сдавался врагу пятачок земли в районе города Ораниенбаума - так называемый Ораниенбаумский плацдарм. 
Его протяженность с востока на запад составляла около 70 километров, с юга на север – 5 км в районе Мартышкино, 15 – 20 километров в центре и на западе.
Гора Колокольня, которая находится в районе деревни Гостилицы Ленинградской области, обозначенная на военных картах как высота 105.3 и находившаяся на переднем крае Приморской оперативной группировки (ПОГ), ценою тысяч жизней российских солдат не была отдана врагу, и это имело решающее значение в судьбе Ораниенбаумского плацдарма и Ленинграда. 
Именно отсюда началась операция снятия блокады Ленинграда и в январе 1944 года находился командный пункт советских войск. 

Месяцы и годы здесь шли ожесточенные сражения. Ветераны вспоминали, как в ходе боев им несколько раз удавалось вплотную подойти к деревне Гостилицы, достигнуть ее окраинных улиц, но затем враг с новой силой обрушивал огонь, вводил в бой подкрепления, и нашим солдатам приходилось отходить на исходные рубежи, неся большие потери. 
Защищали гору моряки из 2-й бригады морской пехоты. Фашисты забрасывали гору снарядами и минами, поливали из пулеметов. На вершине горы, где моряки держали оборону, был настоящий ад. Но балтийцы стояли прочно. 
За два года беспрерывной и бессменной боевой вахты воины 2-й отдельной бригады морской пехоты показали себя мужественными, бесстрашными сынами нашей Родины. В памяти сохранились имена отличившихся в те годы: главный старшина  Д.М. Бутузов, старшина 1-й статьи Элердашвили, старшина Н. Грановский, сержанты Вешневецкий, Ковзол, Стоякин.

Ходы сообщений и блиндажи

Активность нашей обороны в ноябре – декабре 1941 года сочеталась с успешной разведывательной деятельностью. «С наблюдательных пунктов на Колокольне и высотке Берёзка доложили командованию, что разведка врага численностью до взвода продвигается в нашу сторону по нейтральной полосе. Тотчас поступил приказ организовать засаду, встретить фашистских разведчиков огнем и при возможности захватить пленных.
Полковой разведкой тогда командовал Павел Бурмашев. Взвод разделили на две группы. Одну возглавил Бурмашев, другую – Журавлёв. План выработали такой: первая группа пропускает разведчиков врага, вторая, подпустив поближе, в упор уничтожает их огнем.
Как спланировали, так и получилось. Гитлеровцы не обнаружили наших разведчиков, подошли совсем близко к засаде Журавлёва. Раздалась команда: «Огонь!» Фашисты, кто уцелел, бросились назад. И нарвались на засаду Бурмашева, которая завершила разгром. Взяли мы тогда три «языка». Сами потерь не понесли», - вспоминал М.Г. Козенко («За языком // Непокоренный плацдарм»). 

Схема из книги А.Г. Савельева «Человек на войне».

В 1943 году началась подготовка к освобождению Ленинграда от блокады. В районах направления от Ораниенбаума до горы Колокольня была усилена комендантская служба. Движение транспорта проводилось только ночью с потушенными фарами. Обращено было внимание также на строжайшее здесь радиомолчание.
По замыслу операции «Нева – 2» войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были разгромить фланговые группировки 18-й армии противника юго-западнее Ленинграда и под Новгородом, а затем, развивая наступление, выйти на рубеж реки Луга и уничтожить главные силы врага. В дальнейшем вместе с войсками 2-го Прибалтийского фронта им предстояло действовать на нарвском, псковском и идрицком направлениях, разгромить 16-ю армию врага и завершить освобождение Ленинградской области. 
Соединения 2-й ударной армии водным путем скрытно перебрасывались в Ораниенбаум. Транспортировку на плацдарм войск и техники осуществлял Краснознаменный Балтийский флот. Посадка войск и погрузка техники производились в Ленинграде и на Лисьем Носу, где был сооружен пирс длиной в 200 метров.
 

Армейское полевое управление перешло на плацдарм 7 ноября и приняло от Приморской оперативной группы оборонявшиеся там войска. На высоте гора Колокольня в январе 1944 года был развернут командный пункт командующего 2-й ударной армией генерала Ивана Федюнинского. Рядом располагались НП командира 43-го корпуса генерала Андреева и командира 90-й дивизии полковника Лященко. Таким образом, на маленьком пятачке разместились три наблюдательных пункта. 
 «Но другого выбора не было: гора Колокольня являлась единственным местом, с которого можно было видеть боевые порядки соединений на главном направлении, - позже вспоминал Иван Федюнинский. 
Передний край обороны противника проходил по линии Керново, Закорново, Гостилицы и далее по дороге Гостилицы—Петергоф. Используя лесисто-болотистую местность, противник построил оборону по линии холмов, с которых хорошо просматривалось расположение наших войск на значительную глубину. Перед передним краем имелись сплошные минные поля и проволочные заграждения в два — три кола. За ними тянулись траншеи с пулеметными площадками.

Комплекс мемориальных сооружений 70-х годов.

2-й ударной армии предстояло силами не менее пяти — шести дивизий прорвать оборону противника на гостилицком направлении, овладеть Ропшей и, соединившись с войсками 42-й армии, уничтожить пегергофско-стрельнинскую группировку гитлеровцев В дальнейшем, после образования общего фронта с 42-й армией, мы должны были развивать наступление на Кингисепп и Гатчину.
С начала января развернулась подготовка исходного положения для наступления. 13 января первые траншеи были приближены к противнику на 150 — 350 метров. Стрелковые части выдвинулись ночью на нейтральную полосу и быстро окопались. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь, предшествовавшую началу наступления, девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника. Заряды были взорваны, когда началась артиллерийская подготовка.

14 января 1944 года 9 часов 35 минут началась мощная канонада. 1200 пушек и минометов, 70 с лишним установок реактивной артиллерии, орудия главного калибра кораблей Балтийского флота, Кронштадта и фортов, частей 2-й ударной армии начали артподготовку. Более часа продолжался огненный ураган «В течение первых пяти минут был нанесен мощный огневой удар по траншеям противника, его живой силе, командным и наблюдательным пунктам, узлам и линиям связи. Затем артиллерия перешла к ведению методического огня на разрушение траншей и укреплений.
В 10 часов 40 минут соединения, входившие в состав ударной группировки армии, тесно взаимодействуя с танками и артиллерией, перешли в атаку. С участка 286-го полка 90-й дивизии донеслись звуки духового оркестра. В первую траншею вынесли боевое знамя полка.
18 января в бой вступил второй эшелон армии — 108-й стрелковый корпус, который получил задачу выйти на рубеж Волосово, Большие и Малые Горки, Ропша и в дальнейшем наступать в направлении на Красное Село.
«Кажется просто чудом, что удалось отстоять при таком безграничном превосходстве противника эту небольшую полоску побережья. Трудно сказать, как протекала бы оборона города Ленина и Кронштадта, не будь «Малой земли».

19 января части 168 стрелковой дивизии заняли Русско-Высоцкое и соединились с передовыми подразделениями 42 армии. Завершилось окружение Петергофско-Стрельнинской группировки врага. Началось освобождение территории Ленинградской области от врага.
Маршал артиллерии Георгий Одинцов (бывший командующий артиллерией Ленинградского фронта) в своих воспоминаниях писал о роли Ораниенбаумского плацдарма в обороне Ленинграда: «Кажется просто чудом, что удалось отстоять при таком безграничном превосходстве противника эту небольшую полоску побережья. Трудно сказать, как протекала бы оборона города Ленина и Кронштадта, не будь «Малой земли». 

После завершения Великой Отечественной войны, когда ветераны боев стали собираться на Ораниенбаумском плацдарме, впервые возникла мысль о создании мемориала на высоте 105,3. В семидесятые годы появились первые мемориальные сооружения: стела с барельефом и надписью, символические бетонные надолбы.
В 2004 году археологическая экспедиция зафиксировала «Гостилицкие земляные валы» в северной части парка возле запруд на реке Лизина у подножия горы Колокольня. Всеволод Пежемский, руководитель детского археологического клуба считает, что эти конструкции могут относиться к периоду обороны Ленинграда. На это также указывает факт находки на противоположном берегу речки нескольких ям от блиндажей. Эти укрепления могут также быть восстановлены, стать частью мемориального комплекса на горе Колокольня. 

Комплекс мемориальных сооружений 70-х годов.
Памятник из бетона в форме стелы из цифр 105,3.

В 2005 году работы по созданию мемориала на горе Колокольня были продолжены. С января по май 2005 года построена первая очередь мемориального комплекса. Воссозданы ходы сообщений, блиндажи. Возведен памятник из бетона в форме стелы из цифр 105,3 (высота горы Колокольня) высотой около 13 метров. Художественное решение и проект разработала творческая группа под руководством архитектора В.А. Кима. Монумент величественен и строг.
В День Победы гора Колокольня - традиционное место встречи ветеранов, участвовавших в боях за Гостилицы и окрестные деревни. Почтить память погибших и умерших в послевоенные годы участников войны приезжают их близкие. 
     

Источники:
Баранов В. И. Танкисты в сражении за Ленинград. Лениздат, 1987
Легендами овеянная: Сборник. – Л., 1975.
Гладыш С.А., Милованов В.И. “Восьмая общевойсковая. Боевой путь 8-й армии в годы Великой Отечественной войны”.
М.: Институт военной истории МО РФ, 1994.
Непокоренный плацдарм. 1941 – 1944. Воспоминания участников обороны Ораниенбаумского плацдарма. Лениздат. 1987
Савельев А.Г. Человек на войне. Санкт-Петербург. 2005
Федюнинский И.И. Поднятые по тревоге.
Краеведение: Ленинградская область и окрестности. perpettum.narod.ru
Злата Васильева Учитель истории и обществознания школы № 238 Татьяна Бойко
28.12.2018 - 16:34