На главную страницу

Дорога жизни

"Дорога жизни" - это единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей. В дни жестокой блокады по "Дороге жизни" Ленинград снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам.
"Дорога жизни" включала сухопутный участок по Карельскому перешейку с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы, затем путь продолжался по Ладожскому озеру к поселку Кобона на восточном берегу озера. Водный путь соединял также побережье в районе Вагановского спуска с Новой Ладогой и Волховом.В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с "большой землёй" была восстановлена с помощью ледовой дороги. Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера  между Осиновцом и Кобоной,  на расстоянии 20-25 км от берега, занятого противником.
Дорога жизни

Дорога жизни. Лето

Дальнейший путь от Кобоны проходил по вновь проложенной дороге на Новую Ладогу. С 10 февраля 1942 г. начала действовать вновь построенная железная дорога от ст. Войбокало до Кобоны. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов..
"Дорога жизни" действовала с 22 ноября 1941 г. до окончательного снятия блокады в январе 1944 г. Первая навигация на Ладожском озере началась 12 сентября 1941г.С Большой земли продовольствие поступало в Волхов, затем из Волхова по реке груз доставляли до Новой Ладоги. Из Новой Ладоги переправляли груз на кораблях.
За осеннюю навигацию 1941г. было доставлено около 60 тыс. т различных грузов, из них 45 тыс. т продовольствия, горюче-смазочные материалы, боеприпасы. Эвакуировано было около 33,5 тыс. ленинградцев.
В первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. По ней было завезено в Ленинград более 361 тыс. т различных грузов, в основном продовольствие - 262,5 тыс. т лечебно - укрепляющие средства, важные хозяйственные товары, фуражные грузы, боеприпасы.

"Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой."
П. Богданов

Эвакуировано было более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.
За период второй навигации с 23 мая 1942г. было перевезено в обоих направлениях свыше миллиона тонн грузов. Для подачи в город горючего по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.
Всего за навигацию 1942г. в обоих направлениях было перевезено 1099,5 тыс. т различных грузов, более 850 тыс. человек. Из города было вывезено около 540 тыс. человек. В навигацию 1942г. была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда.
С 19 декабря 1942г. возобновила работу автомобильная дорога по люду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943г. (101 день). Всего было перевезено за этот период 206096 т различных грузов, в том числе продовольствия - 111813 т. боеприпасы, горюче - смазочные материалы и др. Из Ленинграда было вывезено 89 тыс. человек.

Дорога жизни. Эима

Зимой машины мчались вереницей
И лед на Ладоге трещал -
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
П. Богданов

В начало