Хроника событий за 25.12.1941

 

Давно уже в Ленинграде не было такой всеобщей радости. Повышены хлебные нормы! Рабочим прибавили по 100 граммов, и отныне они будут получать по 350 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям причитается не по 125 граммов, а по 200.

Надежда окрылила людей. Коль уж стала возможна такая прибавка, значит, дела пошли в гору. И это действительно так. 25 декабря 17- я отдельная автотранспортная бригада доставила в Ленинград 1160 тонн грузов.

25 декабря, продолжая развивать наступление, наши войска овладели районом станции Войбокало. Тут же начались восстановительные работы, чтобы через Тихвин и Волхов грузы для Ленинграда могли подаваться на ближайшие к Ладожскому озеру железнодорожные станции Войбокало и Жихарево.

Даже в самые тяжелые дни Ленинград не чувствовал себя обреченным. Теперь тем более, хотя по-прежнему людям очень тяжело. Вот еще одна запись из дневника рабочего Кировского завода Н. А. Балясникова. Она сделана 25 декабря 1941 года.

"Как много лишений приходится переносить нам, ленинградцам! Кажется, больше уже и придумать нечего. Но не возьмут нас немцы, не сломят! Ни голодом, ни холодом, ни обстрелами. Умрем, а не пустим врага сюда"[1].

Чтобы сломить стойкость защитников Ленинграда, гитлеровцы готовы были пойти на крайние меры. 25 декабря начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Гальдер записал в своем дневнике: "Генерал Бранд[2] получил задачу на составление расчета использования химических средств против Ленинграда"


[1] Вскоре Н. А. Балясников погиб в блокадном Ленинграде.

[2] Бывший инспектор артиллерии сухопутных войск германской армии.

Гитлеровцы подсчитывали, сколько химических средств потребуется для удушения ленинградцев. А в Ленинграде в тот самый день, когда перед генералом Брандом была поставлена эта изуверская задача, Музкомедия перенесла свои спектакли из поврежденного при бомбежке здания в помещение Театра драмы имени А. С. Пушкина.

И еще в этот день в Доме ученых состоялся вечер, посвященный 200-летию со дня смерти знаменитого путешественника В. Беринга. А в городской конторе Госбанка подсчитали, что в фонд обороны поступило от трудящихся Ленинграда 65 миллионов рублей наличными, свыше 13 килограммов золота и около 582 килограммов серебра.

В этот день был подсчитан еще один вклад в оборону города, сделанный коллективом Сестрорецкого завода имени С. П. Воскова. Правда, речь идет не о вкладе деньгами и ценностями. И тем не менее он был весьма значительным. К 25 декабря рабочие этого завода передали Ленинградскому фронту 4150 пулеметов-пистолетов системы В. А. Дегтярева. Среди бойцов это оружие было хорошо известно под названием "ППД".

Впрочем, для Сестрорецкого завода, который когда-то выпускал знаменитую русскую трехлинейку, боевые автоматы были продукцией необычной. Завод давно уже превратился в станкостроительное предприятие. К тому же в начале войны часть его эвакуировали в Новосибирск. Когда же положение на Карельском перешейке осложнилось, оставшееся оборудование пришлось эвакуировать в Ленинград. И станкостроительный вновь превратился в оружейный.