В Осиновец вернулся конно-санный обоз, отправившийся накануне в Кобону. Ленинград получил первую дань ледовой дороги 63 тонны муки. Но чего это стоило! Необычный рейс обоза, возглавляемого старшим лейтенантом М. С. Муровым, потребовал от людей подлинного мужества. На ряде участков лед все еще был настолько тонким, что не выдерживал саней, нагруженных несколькими мешками с мукой. Кое-где пришлось выгружать их на лед, проводить упряжки порожняком, переносить мешки на руках, затем снова грузить их на сани. А сил у истощенных людей было слишком мало.
Вконец измотались и лошади. Некоторые из них, не достигнув берега, падали и уже не могли подняться. Приходилось прирезать их и, разрубив на куски, отправлять мясо в город.
63 тонны муки, доставленной в этот день в Ленинград, это почти в двадцать раз меньше суточной потребности осажденного города, находившегося на голодном пайке. Но то, что перевозки по льду Ладоги начались, вселяло надежду. Тем более что установившиеся морозы наращивали толщину ледяного покрова озера.
Сегодня же закончилась подготовка Ладожской трассы, и вечером десять машин, выйдя на лед, направились к восточному берегу. Это была разведывательная колонна. Возглавлял ее начальник штаба 389-го отдельного автотранспортного батальона капитан Е. А. Бирюкович.
Первую машину вел шофер Андреев. За ним на двухсотметровом расстоянии одна от другой двигались машины водителей Воленко, Быкова, Петрова и Ремнева. Спустя некоторое время на лед вышла вторая пятерка грузовиков во главе с водителем Барановым.
Фар не зажигали, и, чтобы не сбиться с пути, ехавший в головной машине Бирюкович лежал на крыле грузовика. Так он мог ориентироваться по телефонному кабелю, протянутому накануне связистами вдоль всей трассы. Временами ехали буквально на ощупь: вытянув руку, Бирюкович касался ею кабеля
Неподалеку от островов Зеленцы под одной из машин треснул лед. Водителю удалось спастись. Но в колонне стало одной машиной меньше. Потом движение колонны застопорилось из-за трещины, перерезавшей путь. Сняв с нескольких машин борта, водители быстро соорудили мостики и двинулись дальше. В полночь разведывательная автоколонна прибыла в Кобону.
А в Ленинграде в этот день только одной бомбой, разрушившей дом на Невском проспекте, 30, было убито 37 человек и 83 получили ранения. От бомбы, попавшей в дом на канале Грибоедова, 16, пострадали 46 человек.
Еще более жестоким был артиллерийский обстрел в городе разорвалось более 380 снарядов.
Тем не менее в Ленинградском государственном университете состоялось заседание ученого совета. Первый доклад был посвящен событию, весьма важному в истории университета. 50 лет назад, в конце ноября 1891 года, Владимир Ильич Ленин, закончивший университетский курс экстерном, сдал последний экзамен.
Совет заслушал также доклад о подготовке к зимней экзаменационной сессии. Затем состоялось присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук ряду работников университета, защитивших диссертации в тяжелых условиях блокадного Ленинграда.