Водоснабжение в годы Великой Отечественной войны

 
Такие объявления, развешанные по всему городу, сообщали номера телефонов, по которым нужно было звонить в случае разрушений на водопроводе. ГУП «Водоканал СПб»
Уголок блокадника. ГУП «Водоканал СПб»

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался бомбежкам и обстреливался артиллерийским огнем. И если в Ленинграде висели таблички с надписями «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», то на объектах «Водоканала» — Главной, Южной и Петроградской водопроводных станциях — наиболее опасной была вся территория.
Зачастую именно сооружения водопровода становились целью гитлеровских захватчиков, которые бомбили и обстреливали водопроводные станции и подстанции, резервуары чистой воды, очистные сооружения, насосные отделения, коммуникации, уличные сети. Только на территории Южной водопроводной станции разорвалось 955 снарядов. Не менее тяжелое положение сложилось и в системе водоотведения – более 265 разрушений от фугасных авиабомб и снарядов.

 

Благодаря героическому труду работников «Водоканала» в городе не было перебоев с водой, за исключением нескольких дней января 1942 года. Температура воздуха в январе 1942 г. снижалась до -33 градусов. Замерзли почти все внутридомовые водопроводы, однако городская водопроводная сеть работала: были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов брали воду. Сама вода при этом проходила обеззараживание – хлорировалась (необходимые для этого аммиак и хлорную известь привозили по Дороге жизни). Кстати, баллоны с хлором, использовавшиеся на Главной водопроводной станции, хранились в Неве: их притапливали у берега и сверху покрывали деревянным настилом (чтобы свести к минимуму риск заражения территории).
В дни блокады ведущие специалисты особо важных объектов «Водоканала» жили на казарменном положении. Это позволяло сохранять людям силы, обеспечивало оперативность при ликвидации последствий повреждений от обстрелов и бомбежек. Выход в город по личным и служебным делам разрешался по разовым пропускам, подписанным начальником цеха. На контрольно-пропускных пунктах производился строгий досмотр вносимых и выносимых вещей. Для жилья использовались имевшиеся общежития, служебные и даже производственные помещения. После прорыва блокады в январе 1943 г. количество рабочих и служащих, живших на казарменном положении, стало сокращаться.
Кроме выполнения своих основных обязанностей рабочие и служащие «Водоканала» привлекались к занятиям по военной подготовке, несли службу в рабочих боевых отрядах, подразделениях МПВО, работали на огородах, заготовке дров, уборке льда и снега, разборке завалов на улицах города. С началом войны многие рабочие и служащие предприятия были призваны в Красную Армию и ушли на фронт. Огромная нагрузка легла на плечи женщин, которые в кратчайшие сроки осваивали новые специальности, выполняли тяжелые физические работы, становились машинистами, слесарями, землекопами.

Сегодня в музейной экспозиции в Водонапорной башне на Шпалерной, 56, создан «Уголок блокадника», рассказывающий о работе предприятия в годы войны. Здесь можно увидеть в том числе и экземпляры рукописных газет «Боевой листок» и «Огородник», которые издавали на Главной водопроводной станции.
8 мая 2003 года на территории Информационно-образовательного центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» состоялась официальная церемония открытия Мемориального комплекса, посвященного памяти водоканальцев, погибших на рабочих местах в годы блокады.
Подобная церемония проходила на территории предприятия в 1982 г. Тогда были открыты две мемориальные доски с именами 169 погибших сотрудников «Водоканала». Со временем этот список значительно пополнился. Отделы кадров структурных подразделений предприятия провели большую работу, разыскивая фамилии бывших сотрудников и прослеживая их судьбы. Позднее эта кропотливая работа легла на плечи сотрудников музея предприятия, которые уточняли списки совместно с работниками объединенного архива «Водоканала». Работа осложнялась тем, что в те годы некоторые предприятия, например, «Ленводоприбор», «Лентрублит» и другие входили в состав «Водоканала», поэтому требовалось точно определить принадлежность сотрудников к определенному предприятию.
В итоге было установлено, что во время блокады 882 сотрудника «Водоканала» погибли от бомбежек, обстрелов, голода. Сдержанность и торжественность всегда характерна для подобных памятных сооружений, и имена погибших людей авторы эскиза сделали доминантой. На стене здания бывшего 4-го машинного отделения ГВС, обращенной к Шпалерной улице, установлены 5 плит из черного гранита. На верхней плите высечена надпись:

ТРУЖЕНИКАМ 
«ВОДОКАНАЛА»,
ПОГИБШИМ
В ГОДЫ БЛОКАДЫ
ЛЕНИНГРАДА

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН
ВАМ
ОТ ГРЯДУЩИХ
ПОКОЛЕНИЙ
МЫ ПОМНИМ ВАС,
МЫ ПОМНИМ ВАШИ
ИМЕНА

Мемориальный комплекс «Водоканала» на Шпалерной улице. «ГУП «Водоканал СПб»

На остальных плитах высечены 882 фамилии сотрудников Водоканала, погибших в годы блокады Ленинграда. Композицию венчают часы, расположенные на фронтоне здания. Стрелки часов показывают четыре часа – это время нападения гитлеровцев на Советский Союз. На часовом стекле зафиксирован момент попадания осколка от вражеского снаряда. Перед стеной установлена архитектурная композиция из красного гранита, представляющая собой пирамиду, рассеченную вертикально на четыре части. В пространстве между четырьмя рассеченными частями пирамиды – капля.

На территории Южной водопроводной станции имеется свой Мемориальный комплекс, посвященный участникам войны — работникам станции, открытый в 2003 году. В памятные для ленинградцев дни у мемориальных сооружений Водоканала собираются многие поколения сотрудников предприятия, чтобы отдать дань уважения всем погибшим.

 

«Боевой листок» Главной водопроводной станции, фильтроотстойного цеха (Ф.О.Ц.)

Первый номер «Боевого листка» вышел в июне 1942 г. За год было издано 47 номеров. Боевой листок за 17 июня 1943 года (№ 47) был посвящен первой годовщине выхода издания. 

По случаю первой годовщины выхода «Боевого листка», номер выходит в праздничном оформлении. В передовице «Наш Боевой листок» читаем: «За это время выпущено 47 номеров с 208 статьями, из которых посвящены:
Соцсоревнованию – 15
Охране труда и труддисциплине – 27, 
Производству – 13
МПВО – 8
Подготовке кадров – 12
Подготовке к зиме – 17
Советам огородников – 16
Профсоюзной работе – 11 и ряд других статей, в которых отмечались праздники, политические компании и разные события в жизни станции».
Завершается передовица призывом: «Своей честной стахановской работой мы приближаем час неминуемого разгрома ненавистного врага».
Подписи – Н. Оганезов и А. Булыгин.

Сотрудники станции посвящают изданию свои стихи: 
Сегодня год как в нашем цехе
Выходит боевой листок.
Провел он важную работу 
В такой еще недолгий срок.
(Я. Брагина)

Ты вырос в цехе, год тебе сегодня,
И можно смело подвести итог.
Мы скажем – за год сделал ты не мало
Наш маленький, но Боевой листок.
(Автор З. С., вероятно, Зоя Сосновская)

Н.С. Оганезов – заведующий лабораторией ГВС – главный редактор издания, часто был автором материалов. 

«О качестве воды» 29 июня 1942 г.
После некоторого перерыва на станции началось аммонирование воды аммиачным раствором. При помощи аммиака обеззараживание воды идет более успешно. Обеззараживающие свойства хлора возрастают, остаточный хлор в воде закрепляется и держится в ней дольше. Зав. лабораторией Н. Оганезов.

Нередко в «Боевом листке» появлялись критические материалы, призывающие к дисциплине и ответственному выполнению работниками своих обязанностей.

«Безответственность»
На производстве должно нести ответственность за выполняемую работу. У нас иногда имеет место безответственность. Например, мотористка Иванова перекачала промывной бак в результате чего вода залила помещение. Когда стали искать виновника, то таким по мнению Ивановой оказался старший фильтровщик Панин, который не промывает фильтры. По понятиям Ивановой, если даже не требуется промывать фильтры, то она все-таки должна качать до потери сознания. Товарищу Ивановой следует внушить, что надо качать до наполнения бака по сигналу, а не по Панину. Товарищ Панин тоже делает упущение, не всегда присутствует при промывке фильтра, пропадает неизвестно где. Иванова и Панин, относитесь к работе добросовестно.

В четвертом выпуске находим негодование по поводу того, что по материалам прошлого номера ответственными лицами так и не были приняты меры:
В № 3 Боевого листка было помещено фото казарменного помещения аварийно-строительной команды МПВО. Как видно из приведенных фотографий за две недели положение нисколько не изменилось, а наоборот беспорядка стало еще больше. Надо принять решительные меры со стороны Штаба МПВО к приведению казарменных помещений в культурный вид и образцовое санитарное состояние.

Редакция сообщает автору заметки «Коменданту некогда»: Ваша заметка опубликована в газете не будет, т.к. большинство фактов, приведенных в ней, не подтвердились. Целый ряд обвинений в отношении коменданта общежития Петровой является необоснованным и от нее не зависит. 

Статья в № 26 от 16 ноября 1942 г. под заголовком «Расхлябанность в работе» рассказывает о работнике, у которого «чувство гражданского долга все еще спит». При нештатных ситуациях в реагентном хозяйстве его нужно просить и уговаривать, чтобы он оказал помощь. «Процесс уговаривания длится иногда часами». Автор Сосновская приводит в качестве примера случай, когда нерадивый работник закрыл напорный кран, не сказав об этом дежурному химику, и цех в течение 50 часов не смог сделать запас раствора хлорной извести. Заканчивается статья очень эмоционально: «Не забывай, что ты работаешь для нашего города – фронта, а не делаешь одолжение деж. химику и потому тебе следует подтянуться, в противном случае мы подтянем тебя со всей строгостью нашего времени».

Накануне 8 марта 1943 в 42 номере нашлось место для критики хлорщиц.

«Нашим хлорщицам»
И вам, хозяйки хлорных бочек,
Хочу я кое-что сказать:
Работать надо аккуратно 
И место в чистоте держать.
Придешь, посмотришь, всюду грязно,
Блистают лужицы везде, 
У печки грязь, у бочки грязно,
Увы, порядка нет нигде!

Передовицы посвящались праздникам – годовщине Октябрьской революции, 1 Мая, 8 Марта, наградам и, конечно, успехам на фронтах Великой Отечественной войны. 

Двенадцатый номер «Боевого листка» за 10 августа 1942 г. сообщает об учреждении орденов Александра Суворова, Михаила Кутузова и Александра Невского. «Работать лучше и производительнее, беречь социалистическую собственность, повысить революционную бдительность, добиться железной дисциплины, все для победы над заклятым врагом – вот к чему зовут нас мужественные образы наших великих предков, чьи ордена будут украшать славных сынов и дочерей Советского народа».

В № 26 от 16 ноября 1942 г. в статье под заголовком «Обогатим нашу страну танковой колонной» сообщается о сборе средств на танковую колонну: «В ФОЦ широко развернулся сбор средства в пользу строительства колонны танков „Ленинградский Осоавиахимовец“. Каждый лишний танк – это новый шаг к победе над врагом… За три дня цех собрал 1425 рублей».

В № 54 от 28 января 1944 г. размещен материал «Блокада снята»: 
«Год тому назад была прорвана блокада, а сегодня она полностью снята. И недалек тот час, когда враг совершенно будет изгнан из пределов нашей Родины… Мы, работники Ф.О.Ц. будем давать городу Ленина и нашим доблестным войскам доброкачественную воду».

О производстве «Боевой листок» пишет, не скрывая проблем.
В № 60 (1944 г.) в статье «Хлорирование воды» сообщается: «Важный пункт нашего соцсоревнования – подача городу хлорированной доброкачественной воды согласно нормам Госсанинспекции. Для осуществления этого пункта мы должны хлорировать воду с особой тщательностью… Не все товарищи достаточно аккуратно выполняют возложенную на них работу. Например, хлорщица Заваруева приготовляет недостаточно крепкий раствор хлорной извести».

1 декабря 1944, № 61 статья про «Центральное отопление»:
За время войны наш цех впервые обогревается центральным отоплением. Этим мы избавлены от печного отопления и следовательно от копоти. На фильтрах же довольно холодно и потому все фильтровальщики в свободные промежутки между промывками ходят греться в машинное отделение, где температура поддерживается 1-12 градусов. Иногда в машинном отделении собираются все фильтровальщики во главе со старшим фильтровальщиком, оставив без надзора фильтры. Греться не возбраняется, но при этом следует соблюдать какую-то очередность – когда одни идут греться, другие должны находиться на своем рабочем месте. Автор — Маергойз. 

«Экономить хлорную известь»
Дежурным химикам необходимо учесть, что в условиях войны каждая тонна хлорной извести достается чрезвычайно трудно и от нас требуется как можно экономнее расходовать ее, поддерживать количество остаточного хлора в пределах нормы Госсанинспекции.

В газете находится место и для шуток, и для творчества, и для хороших новостей. 
«Угадайте
кто это из работников нашего цеха»…
Размыла «бочечку» прилежно
В лабораторию спешит
С улыбкой «времячко» спросила
Сказав «спасибочко» бежит.

Улыбка кислая застыла
На черной шапке крест горит
Бывает часто недоволен,
Коптится сам, людей коптит.

Газета, вышедшая к 1 Мая 1944 г. (№ 58) публикует статью «Хороший пример»: 
«Молодая скромная сотрудница Мара Гаврилова работает не за страх, а за совесть. По собственной инициативе несмотря на холод, открыла окно в бактериологической лаборатории и вымыла стекла. Теперь естественный свет свободно проникает в лабораторию, где стало уютно. Так встречает Мара 1 Мая так встречает Мара весну. Естественный свет имеет большое значение для нашего здоровья». 

В № 21 за 13 октября 1942 г. «Боевой листок» рассказывает о вечере самодеятельности: 
Иногда неплохо отдохнуть от однообразной жизни, забыть повседневные заботы. Для этого следует время от времени устраивать себе культурные развлечения. 10 октября ГВС устроила вечер самодеятельности. Участвовали исключительно работники станции… Необходимо организовать чаще такие вечера и использовать умения сотрудников. … Отдых успокаивает нервы. А человек со спокойными нервами, безусловно, принесет больше пользы производству.

В преддверии Нового 1943 года выходит 33-й номер. Боевой листок печатает «Сны в новогоднюю ночь. Дружеские шутки».
В.Е. Нижайскому снится 
«Пьет крепкий чай за самоваром, 
лежит батон, поджаренный в жиру, 
густые щи с наваром, -
не жизнь, а рай земной в быту».

Я.А. Брагиной
Снится ей кошка-матрешка, у которой одеты тапочки на четыре лапочки.

А редактору Н.С. Оганезову – снится 1033 номер Боевого листка. (в то время, как пока вышел только 33-й).

В канун Нового 1944 года в Боевом листке печатают стихи на похожую тему – новогодние шутки «Кому что снится под Новый год»:
Не спится мне, я все волнуюсь
Всю ночь мечусь я как в бреду 
И вдруг приснилось, 
Что на завтрак я в полдесятого иду.

Сидит охранница у двери 
Немножко дремлет, хочет спать
И снится, что под ней не тумба, 
А пружинная кровать

И снится ей: ушла со смены,
Домой стремится без забот 
И что родной ее военный 
Встречать приехал Новый год.

Боевой листок на ГВС выходил в течение трех лет. Нередко его номера назывались «Боевой листок огородника». Дело в том, что на станции были выделены участки земли, на которых сотрудники выращивали картофель, капусту, свеклу, лук. 

В таких номерах можно найти призывы «отлично обработать свои участки», помочь вскопать огороды семьям фронтовиков, которые сами не могут этого сделать, советы как удобрять и обрабатывать землю, как ухаживать за растениями – о прополке, прореживании всходов, окучивании, борьбе с вредителями, сроках уборки урожая. В номере за 26 апреля 1943 г. читаем материал об отработке коллективных часов на огородах. С 12 по 19 апреля 1943 г. на работу по очистке земельного участка выходили 296 человек, которые отработали 1500 часов. 29 человек, хотя и записались «на огороды», не отработали и час. Поэтому земли им пока не выделили.

Газета пишет и о проблеме воровства урожая. Например, в статье «Надо охранять огороды» в номере за 8 июня 1942 г.: «Иногда приходится разочаровываться. У некоторых товарищей стали из грядок воровать капусту. У меня вырвали 7 штук капусты, у товарища Семеновой 8. Обнаружены на грядках следы человеческих ног. По-видимому, бездельники шляются по грядкам не считаясь с тем, что тут затрачено колоссальное количество нашего труда. Необходимо организовать охрану огородов».

 

Материал подготовлен Департаментом информационной политики ГУП «Водоканал СПб»
26.11.2018 - 14:22