История объединения «Боевой карандаш» началось еще в 1939 году, когда ленинградские художники решили поддержать боевой дух солдат, нарисовав яркий и веселый плакат. Собрались в Союзе художников, на улице Герцена 38, и нарисовали картинку: кто елку, кто «игрушки» на ней. Напечатали и разослали его по многим воинским частям. «Плакат назывался «Новогодняя елка у белофинского волка». Один из вариантов возникновения названия «Боевой карандаш» - это название стенгазеты графической секции. Кто-то к карандашу, пририсовал винтовку и сказал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» тогда же вспомнили стихи Маяковского.
Среди организаторов «Боевого карандаша» был художник Иван Астапов. Образование получил в Самаре: он ходил в приходскую школу, окончил художественный техникум. В 1923 году Астапов переехал в Москву, а в 1929 году окончил художественную студию профессора Кардовского.
В то время появились модные художественные течения, но в студии Кардовского с утра до вечера рисовали обнаженные модели, портреты или занимались набросками. Там будущий художник учился штудировке натуры, знанию анатомии, строгому рисунку и упражнению композиции. В начале своей творческой деятельности рисовал, в основном, портреты.
C 1931 года Иван Астапов жил и работал в Ленинграде. В это время он начал работать в разнообразных видах графики. К этому периоду относятся его карандашные зарисовки под названием «Интерьеры». В 1933-1934 гг. Астапов работал над серией рисунков, в которых он изучал пластику человеческого тела. Называлось это «оснащенная модель». Постепенно от работы с обнаженными с моделями он перешел к рисункам с четко выраженным жанровым началом. Рисовал домашний быт. А в 1940 году он выполнил более 30 эстампов и в этой технике показал себя мастером пейзажа, натюрморта, портрета и бытового жанра.
Когда началась война, в Ленинградском Союзе советских художников собрались инициаторы «Боевого карандаша». Вечером был уже готов рисунок первого номера «Боевого карандаша». 28 июня был выпущен плакат «Фашизм-враг человечества. Смерть фашизму!» (В. Гальба, И. Ец, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров).
Плакат был выпущен в количестве трех тысяч экземпляров. Но этого оказалось мало. Пришлось поднять тираж до пятнадцати тысяч. Коллектив «карандашистов» видел главную задачу агитационного искусства в первый период войны в том, чтобы поднимать народ на борьбу с врагом, сплачивать силы в этой борьбе, всемерно укреплять фронтовой тыл.
Кроме И.С. Астапова, организаторами группы были графики: И. Быльев, В. Гальба, В. Кобелев, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров. Эпизодически в группе работали живописцы и графики Г. Верейский, В. Николаев, В. Серов, Н. Тырса. Авторами текстов были поэты А. Прокофьев, В. Саянов, Б. Тимофеев, Н. Тихонов и другие.
Повсюду в Ленинграде на заводах, в дружинах противовоздушной обороны, в госпиталях и стационарах, и на самой передовой повсюду, где в течение девятисот дней шла героическая битва за Ленинград, в те годы хорошо была знакома марка плакатов «Боевого карандаша» - палитра и винтовка с карандашом, направленным как штык. Еженедельно выпускались новые плакаты.
Листы «Боевого карандаша» печатались в технике литографии. Формат листков «Боевого карандаша» был небольшим, а сами рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия с близкого расстояния, ведь они вывешивались в блиндажах, бомбоубежищах, стационарах и госпиталях. Ленинградцы-блокадники помнят плакаты творческого объединения «Боевой карандаш», вывешенные в окнах Дома журналистов на Невском, на стендах заводских цехов и ЖЭКов, на вернисажах в Союзе художников, в других выставочных залах нашего города.
Тематика «Боевого карандаша» была очень широка: героически-призывные листы и инструктивный плакат, повествовательные народные картинки с эпизодами войны и злые сатиры на фашистских захватчиков. Все это представляло собой новую форму агитационного искусства. Еще никогда деятельность художников Ленинграда не была столь многообразной и целеустремленной, как в самые тяжелые дни блокады.
Ленинград был зажат в тиски блокады. Положение в городе становилось все тяжелее. В такие дни приобретали все большое значение такие листы «Боевого карандаша», как «Защищая свой город, свой дом!» Рисунки к этому плакату, сделанные И. Астаповым и Г. Петровым показывали прекрасное владение оружием, спасение пострадавших и поразительную бдительность наших солдат.
«Карандашисты», перешедшие, как и многие ленинградские художники на казарменное положение, вынуждены были перебраться из просторного зала Союза художников на улице Герцена, 38 (ул. Большая Морская) в темную и маленькую, но зато имевшую печку, литографическую мастерскую. Таким образом, они стали ближе к литографическому станку. И тогда выпуски стали приобретать все большую остроту и решительность.
Иван Степанович в блокаду жил по адресу ул. Галерная, дом 42. Семья его эвакуировалась. "Какая бы участь ждала Астапова, питавшегося уже месяц рыбным клеем — неизвестно, если бы не запасливость няни Феклы Лаврентьевны, жившей в их доме с давних пор, - вспоминал Ефим Ефимовский. - В самые суровые дни января 1942 Астапов получил письмо от жены. Среди «новостей из эвакуации» он нашел в письме два малопонятных на первый взгляд слова: «посмотри на шкафу», и Иван Степанович посмотрел. Старинный дедовский шкаф наверху имел углубление, и там до войны запасливая няня хранила непортящиеся запасы. И о, чудо! Уже доходивший от голода художник обнаружил в тайнике 10 килограммов кускового сахара, гречку, рис, кукурузные хлопья. Это был настоящий клад».
Хватило понемногу и надолго. Подкармливал Иван Степанович и своих друзей — художников. Каждый раз, собираясь в Союз, он брал с собой спичечный коробок с колотым сахаром для товарищей. Важную роль в жизни «Боевого карандаша» сыграли совместные работы художников И. Астапова и В. Курдова. Ведь именно они являются авторами чуть ли не половины всех выпущенных листов за время Великой Отечественной Войны, за исключением десятка номеров, исполненных каждым из них лично или в содружестве с другими «карандашистами» Но маленькое творческое объединение этих двух художников оказалось очень плодотворным. И их листы отличались разнообразием тематики и изобретательностью. В 1942 году «Боевой карандаш временно прекратил свою деятельность. Некоторых членов творческого объединения откомандировали на Ленинградский фронт. Они оформляли стенгазеты и «Боевые листки» не только в частях регулярной армии, но и в партизанских отрядах.
17 марта 1942 года Иван Астапов получил «командировочное предписание отправиться в служебную командировку в 8 армию для выполнения особого задания Политического управления Ленинградского фронта по зарисовкам боевых эпизодов, быта красноармейцев и командиров частей». С марта по декабрь 1942 года И.С. Астапов выполнил более 200 натурных зарисовок на Волховском фронте (в основном в 80-й Ленинградской стрелковой дивизии).
После прорыва блокады в 1943 году объединение возобновило свою деятельность. Темы плакатов «Боевого карандаша» не ограничивались событиями на Ленинградском фронте и в блокированном Ленинграде, крупнейшим победам Красной Армии были посвящены специальные выпуски. Вскоре военным неудачам со стороны противника посвящались листы «Боевого карандаша»: «Весна в Крыму» И. Астапова, «Прут» И. Астапова и В. Курдова, «Встреча предка с потомком», «Виды на Крым» В. Гальбы.
Военная деятельность «Боевого карандаша» окончилась в первой половине 1945 года. За это время было выпущено 103 нумерованных листа, ряд ненумерованных плакатов, десятки почтовых открыток агитационного характера общим тиражом около двух миллионов экземпляров.
Художник лично и в соавторстве (чаще с В.И. Курдовым и Г.Н. Петровым) было сделано 36 плакатов, т.е. более трети всех выпущенных за время войны листов.
Кроме фронтовых рисунков и работ «Боевого карандаша», пережитое в годы Великой Отечественной выразилось в цикле автолитографий «Военный и послевоенный Ленинград», созданном в 1943-1945 годах. В 1945 году было издано 15 автолитографий.
Большую историческую и художественную ценность имеют и портреты художников Пермякова, Г. А. Арямнова, Я. Николаева, которые жили и боролись с карандашом и кистью в руках в дни блокады.
«В 1945 году коллектив художников и поэтов «Боевого карандаша» отпраздновал Победу и на целых 11 лет ушел от работы. Полагали, что в мирное время сатира не так нужно. В 1956 году состоялось третье, но уже последнее рождение «Боевого карандаша», - писал Ефим Ефимовский. - Руководителем «Боевого карандаша», председателем художественного совета с 1956 по 1982 год был Иван Степанович Астапов».
Благодаря ему, в большей степени, в коллективе выработался тот уровень художественно-сатирического обобщения, который, несмотря на все запреты Обкома, читался и в пропущенных через сито цензуры листах «Боевого карандаша». Словом, Астапов Иван Степанович и другие «отцы-основатели» создали разнообразный многогранный коллектив, но руководил всеми в пору его расцвета — один человек.
Уже в шестидесятые годы художники и поэты «Боевого карандаша» были известны в городе ничуть не меньше, чем артисты театра или кино.
Из магазинов, с книжных прилавков всегда мгновенно исчезали сборники с репродукциями плакатов «Боевого карандаша». В Домах культуры, в парках и садах, в заводских клубах часто проходили встречи с представителями этого содружества.
После войны художник иллюстрировал произведения русской классической и советской литературы, в том числе «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя и многих других известных писателей
Великая Отечественная война оказала огромное влияние на жизнь и творчество художника, стала важной вехой в его обращении к искусству литографии. Он участвовал, а затем и возглавил объединение «Боевой карандаш». Сатирические произведения – важная часть художественного наследия художника.
Поездка в действующую армию обогатило его представления не только и не столько о военных действиях, сколько о людях, беззаветно любивших и защищавших свою Родину, скромных, но героических тружениках войны.
Богданов И.А. Ленинградская блокада от А до Я. - СПб.: Кентавр, 2010. – 411с.
«Боевой карандаш». Из воспоминаний художника Николая Евгеньевича Муратова. //Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной Войны и Блокады Ленинграда. Сост. Паперная Н. - Л.: Лениздат, 1969. - С. 181- 184
Военный фотокорреспондент Д. Онохин// Военный альбом. Фотографии Второй мировой войны: [Сайт]. - Станислав Жарков. - 2009- 2014. – URL: http://waralbum.ru
Горбунов Н. Ленинградские художники в дни войны.// Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. - Л., М.: Искусство, 1948. - С. 113-136
Елизарова С. Особое задание. /Ленинградский рабочий. 22.03.1975
Ефимовский Е. Не затупится наш Боевой карандаш. - СПб.: Левша, 2008.
Загурский Б. Искусство суровых лет. - Л.: Искусство, 1970.
Матафонов В. Боевой карандаш.// Сборник воспоминаний участников обороны Ленинграда, воинов и тружеников Октябрьского района «Выстояли и победили». СПб., 1993.
Матафонов В. Смерть фашизму.// Художники Ленинграда в годы блокады. - Л.: Художник РСФСР, 1965. – С. 69-80.
Путь к Победе. Произведения из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций, созданные в годы Великой Отечественной войны. - СПб.: Palace Editions, 2005
Ретроспективная выставка. Астапов Иван Степанович (1905 – 1982). Астапова Дебора Михайловна (1907 – 1991). Живопись, графика. 16.01 – 28.01.2009 //Современное искусство Санкт-Петербурга. Рецензии выставок.
Сокольников М.П. Иван Степанович Астапов. – Л.: Художник РСФСР, 1971. - 136 с.
Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников. - Л.: Художник РСФСР, 1973.