Автомат для бойца от пионерки Варты

 
Героиня Ленинграда Варта Чарухчан, "На страже Родины", 2 марта 1943 года
Письма детей бойцам Ленинградского фронта, "На страже Родины", 28 марта 1943 года

«От незнакомого мальчика Васи незнакомому танкисту Ленинградского фронта.
Дорогие танкисты! Крепче бейте врага! У меня папа тоже на Ленинградском фронте, а мой брат ранен на Сталинградском фронте. Целую тебя, танкист и жму твою руку!»
Такие письма от детей бойцам на фронт часто публиковали газеты в блокадном Ленинграде. Дети писали их на листах, вырванных из ученических тетрадей, на самодельных открытках, украшенных рисунками или лозунгами. Адрес был простой: «Ленинградский фронт, незнакомому бойцу», «отважному летчику», «храброму танкисту», «защитнику Ленинграда».
«Прошу вас, убивайте больше немцев!» - просили они. «Отомстите за папу, пусть ваш танк раздавит гусеницами последних фрицев». 
«Мы собираем железный лом, чтобы новые снаряды летели на фашистов, - сообщали дети из детских домов. - Мы работаем на колхозных полях по уборке хлеба для Красной Армии. Мы шили кисеты для вас. Стараемся хорошо учиться. Мы благодарим вас за прорыв блокады Ленинграда и хотим быть похожими на вас».

Эти письма вдохновляли бойцов. Многие не знали, где их семьи и что с ними, живы ли их жены и дети. А детям важно было хоть как-то дотянуться до образа папы, который находится где-то на фронте, воюет или, возможно, погиб. Эти ниточки поддерживали людей и на фронте, и в блокадном Ленинграде, и в эвакуации. 
Но были среди этих множества детских писем особенные. Именно таким стало письмо маленькой защитницы Ленинграда Варты Чарухчан.
 «Жила на Васильевском острове девочка. На 2-й линии, в доме №3. Я ее не знал....  Потом ее узнали все. Весь город. Весь фронт. Стали присылать ей письма. И началось все тоже с письма. Только то – самое первое – написала она сама – Варта Чарухчан».
Так начинался рассказ известного детского писателя Вольта Суслова «Девочка с нашего острова» из сборника "Красные облака". 
 

Суслов, тоже блокадник, пережил зиму 1941-1942 годов на 15-й линии Васильевского острова. Он написал о своем родном острове поэму "Память":
Нет, я не был знаком с девчонкою
Чуть помладше была меня
Если бегал я в гости к бабушке -
До девчонки один квартал
И жила-то выходит рядышком,
Только кто же об этом знал?...

Поэма появилась в печати в январе 1984 года в журнале «Аврора», но была посвящена совсем другой девочке - Тане Савичевой, которая жила на Васильевском острове, на 2-й линии, в доме № 13. 

 

В 2015 году создатели историко-литературного музея «Вася Теркин» Вадим Кустов и Вячеслав Кокин организовали выставку «Девочки с Васильевского острова». Готовясь к выставке, они чуть не включили историю Варты Чарухчан в экспозицию. 
 - Героинями нашей выставки были  две девочки - Таня Савичева и Нина Хомутецкая (она жила в доме № 15 на 2-й линии), и мы обрадовались, обнаружив, что Варта Чарухчан жила на той же Второй линии, что и Таня Савичева, только в доме № 3, - рассказывает культуролог и коллекционер Вадим Кустов. – Но потом узнали, что Варта Чарухчян жила в Кировском районе. 
В руки исследователей попал уникальный документ - карточка бывшего военнопленного Шаварша Чарухчана, отца Варты. В нем со слов Шаварша записан его адрес в Ленинграде: переулок Огородный, дом 13. 

Карточка военнопленного Шаварша Чарухчана, коллекция музея "Вася Теркин"
Рисунок из книги В. Суслова "Красные облака". Художник Н. Кошельков

Судьба Шаварша трагична. Он отправился на фронт 23 июня 1941 года, был старшим лейтенантом технической службы,     
в сентябре 1941 года контуженным попал в плен в Пушкине. 
До конца войны его переводят из одного концлагеря в другой. В 1944 году он попадает в концлагерь близ Мюльберга (так называемый Шталаг IV), где содержались военнопленные из 33 стран. В середине апреля 1945 года лагерь освобождает Красная армия, а в середине мая 1945 года Шаварш попадает в фильтрационный лагерь с. Сокольники Львовской области. Отсюда его отправляют в 1946 году на станцию Тайшет на строительство Восточно-Сибирской железной дороги. По слухам, Шаварш умер в тот же год.  
Об этом в блокадном Ленинграде ничего не знали его родные. Семья считала, что отец погиб. И тогда Варта написала... Но не незнакомому бойцу, а 
Первому члену Военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, могущественному руководителю Ленинграда.  

«Мой папочка и два моих дяди погибли, защищая нашу любимую родину. У меня осталась одна мамочка и на фронте дядя – моряк-автоматчик. Прошу вас на мои сбережения, которые мне оставил папа, уходя на фронт, купить винтовку и автомат и передать смелому моряку – дяде Саше. Пусть он отомстит за все наше горе проклятому зверю – за папочку, за дядей и мамины слезы. 
Пошлите ему винтовку и мою фотокарточку по вдресу: Полевая почта 1980, часть 481, Александру Кирилловичу Нератисец». 
 

Эта история прогремела на всю страну. В начале 1943 года в газете «На страже Родины» вышел очерк капитана Ивана Франтишева «Автомат пионерки Варты». На следующий день в той же газете появились стихи Михаила Дудина «Пионерке Варте». 
Решение было принято незамедлительно: найти моряка дядю Сашу и организовать торжественную передачу ему автомата.
В газете это описывалось так: «В квартиру Чарухчан торопливо вошел капитан Козлов.
- Собирайтесь! - сказал он, обращаясь к Лидии Александровне и Варте. - Поедем дяде подарок вручать».
 

Огородный переулок, где жила семья Варты Чарухчан
Стихи Михаила Дудина "Пионерке Варте" появились в "На страже Родины" на следующий день после публикации очерка о девочке

Машина долго петляла по фронтовым дорогам и, наконец, выехала на берег реки. Там девочка отдала дяде Саше, сержанту Нератисецу, именной автомат и свою фотокарточку. 
- На твоей фотографии я буду вести счет убитых фрицев, - пообещал сержант. - Окончится война, я верну ее тебе, и ты увидишь, как поработал твой автомат.
В очерке было сказано, что дядя Саша «обновил» автомат в ту же ночь в бою, убив десять фашистов. Дальнейшая судьба дяди Саши неизвестна. Говорят, что он погиб. 
Варте писали люди со всего фронта. Незнакомые моряки и танкисты, летчики и артиллеристы, чьи-то папы, дяди, братья и сыновья обещали девочке громить фашистов. 
В 1986 году вице-адмирал в отставке Николай Смирнов в своей книге «Заметки члена Военного Совета» вспоминал: «Разве можно было спокойно читать письмо Варты Чарухчан!? Каждый краснофлотец считал своим долгом быть на месте дяди Саши, защищать и освобождать Родину от захватчиков».
Говорят, что Варта пережила блокаду и получила медаль «За оборону Ленинграда». Но для многих она так и осталась девочкой с двумя косичками, которая подарила бойцу автомат Победы. 
 

Марина Литвинова
15.12.2018 - 14:00