1941 1944 1945 1942 1943

Автобусный транспорт в военное время

Эвакуация жителей блокадного Ленинграда

Эвакуация жителей блокадного Ленинграда
©СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Дорога жизни

Дорога жизни
©СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Приказ по Ленинградскому фронту о награждении работников автобусного транспорта

Приказ по Ленинградскому фронту о награждении работников автобусного транспорта
©СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Накануне войны Ленинград представлял собой крупный транспортный узел страны с достаточно хорошо развитым железнодорожным, морским, речным автомобильным и воздушным транспортом.

На разных этапах битвы за Ленинград в перевозках участвовали различные виды транспорта, менялся и характер самих перевозок. Если в первые два месяца основными перевозками были эвакуационные, а также по обеспечению строительства оборонительных сооружений вокруг города, перевозки войск, то в последующем в годы блокады на первый план выдвинулись доставка продовольствия, топлива, эвакуация раненых, больных, детей, женщин и стариков.

В канун Великой Отечественной войны 1-й автобусный парк со своими филиалами в г. Пушкине и Петродворце и двухсотвосьмидесятью четырьмя автобусами обслуживал 20 маршрутов. С первых дней войны 1-й автобусный парк перестроил свою работу на военный лад и уже 22 июня 1941 года передает в действующую армию практически весь работоспособный подвижной состав: 128 автобусов с водителями, полный комплект запасных частей и санитарное оборудование. Оставшиеся продолжали поддерживать движение на некоторых маршрутах, осуществляли перевозку воинских подразделений на фронт, эвакуацию населения города и детей из прифронтовой полосы, перевозили раненых.

15 августа 1941 года оставшийся личный состав парка переводится на казарменное положение, выполняя ремонтно-технические работы для нужд фронта и формируя колонну из восстановленных своими силами 40 автобусов, предназначенных для эвакуации.

В июле 1941 года по заданию Ленинградского Обкома КПСС и Военного Совета Ленинградского фронта, автобусным транспортом было вывезено 250 тыс.детей из отдаленных районов области, куда их отправили в самом начале войны. Сформированная для этого автоколонна из 54 автобусов города и 24 грузовиков доставила ребятишек к железнодорожным станциям Лычкова, Валдай, Боровичи, откуда их переправляли в тыл.

Поначалу в городе сохранялось автобусное движение, но машины очень страдали от артобстрелов и бомбовых ударов, Для того, чтобы сберечь подвижной состав, выпущенные на линию машины в парк не возвращались, их оставляли на площадках отстоя, бывших автобусных станциях.

15 ноября Ладога замерзла, водная трасса перестала действовать. 13 ноября 1941 года ЦК партии и правительство приняло решение продолжить Ледовую трассу по Ладожскому озеру, протяженностью 308км., из которых 30км. по льду озера. 17 ноября 30 солдат под командованием воентехника 2-го ранга Соколова Л. Н., сопровождаемые двумя рыбаками, отправились в ледовую разведку по маршруту: Кокорево-Зеленцы-Кобона, устанавливая вешки на будущей ледовой дороге. Так начала действовать знаменитая ледовая дорога, которая в военных документах именовалась как ВАД-101, а устами жителей — Дорога жизни. Она была открыта 22 ноября 1941г. и действовала 152 дня до 24 апреля 1942г. 15 января 1942г. Государственный комитет обороны принял решение о массовой эвакуации жителей Блокадного города 22 января 1942 года, и колонна у Смольного принимает в первый рейс 1096 блокадников.

Для эвакуации детей были сформированы две колонны автобусов: Ленинградская и Московская. Для оказания технической помощи автомобилям на дороге развернули 18 пунктов технической помощи на льду. Самоотверженно проводили ремонт автомобилей бойцы двух ремонтно-восстановительных батальонов и рабочие первого и второго Ленинградских авторемонтных заводов. За время существования зимней дороги было отремонтировано 17700 автомобилей. Начальником трассы автобусов Ледовой дороги назначили Управляющего трестом Ленавтотранс А. Ф.Иванова – личность легендарная 1945г. он был назначен управляющим Леноблтранса). В январе 1942г. было вывезено 2360чел., в феврале -51304чел., в марте — 110654 чел., до апреля — 49613 чел.

До 10 апреля 1942г., когда закрыли движение по Дороге жизни, на «Большую землю» было перевезено 214,2 тыс.человек, а обратно в осажденный Ленинград более 360 тыс.тонн продовольствия, боеприпасов, медикаментов. А всего за годы блокады автотранспортом из Ленинграда было вывезено 514 тыс.чел. За проявленный героизм и мужество в выполнении правительственных заданий на Ленинградском фронте 25 работников Ленинградской колонны были награждены орденами и медалями.

©СПб ГУП «Пассажиравтотранс»